 |
|
Празднование
памяти 25 апреля / 8 мая
Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк
(Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы
(память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии
примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание,
в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись
в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14. 51 - 52). |
После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом
молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов
(Деян. 12, 12).
Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла
(общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и
Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров
Кипр и прошел его весь с востока на запад.
В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел
поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6 - 12).
После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим,
а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его
повелению отправился в Египет, где основал Церковь.
Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла
святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился
на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел
в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей,
в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил
послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался
о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).
Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был
в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января).
Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим.
Там он и написал святое Евангелие (ок. 62 - 63).
Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил
начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие
знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский,
святитель Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец
(память 5 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения,
святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских
христиан.
Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области
Африки, был в Ливии, Нектополе.
Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа
Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия
язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому
исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола,
с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение.
Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где
он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить
святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом,
а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.
Язычники вторглись в церковь во время богослужения, вывели оттуда
святого и, обвязав ему шею веревкой, с криками и ударами потащили
по городским улицам.
Кровь святого обагряла острые камни мостовой, но он не переставал
молиться и повторять: «Благодарю Тебя, Спаситель мой, что Ты сподобил
меня терпеть страдание Тебя ради».
К вечеру святого апостола посадили в темницу. Ночью явился ему
ангел и сказал, что имя его будет вписано в книгу жизни с именами
других апостолов, и память его сохранится на земле.
Сам Спаситель явился потом святому Марку и сказал ему: «Мир тебе,
евангелист Мой!»
На другой день мучение возобновилось. Святой Марк не переставал
молиться, и, наконец, произнося слова: «В руце Твои предаю дух
мой», - отошел ко Господу.
Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели
костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение.
Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого
апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля
63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.
В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь.
В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан
и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли
в Венецию и поставили в храме его имени.
В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам
символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр.
4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом - в ознаменование
могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5).
Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому
он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя,
в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество.
Многие особенности его повествования можно объяснить близостью
его к апостолу Петру.
Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является
краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола.
Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка
является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой,
ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии
Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (13, 11) ученики его идут по
всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (13, 10; 16, 15).
|