|
|
Празднование 1/14
сентября
|
Обитель иноков. Сюда
Пришли мы помолиться.
И здесь от горя и труда
Хотим на час забыться.
Идем в пещерный Божий храм,
Где у святой иконы
Отрадно волю дать слезам,
Земные класть поклоны.
Владычица Небес глядит
Любвеобильным взором
И как бы хочет всех покрыть
Чудесным омофором…
Иеромонах Ефрем, духовник Черниговского
скита
Эти бесхитростные, но искренние строки были написаны в день
ангела великого старца Варнавы Гефиманского, спустя шесть лет
после его кончины – происшедшей прямо во время его коленопреклоненной
молитвы в алтаре.
До недавнего времени о Гефсиманском и Черниговском скитах, отделенных
друг от друга лишь водной протокой, не упоминалось ни в одном
путеводителе, а экскурсоводам не разрешалось рассказывать о них:
территорию самого Гефсиманского скита и доныне занимает секретный
военный НИИ.
Более же всего Гефсиманский скит известен как местопребывание
одной из самых чтимых в России икон Богородицы. Здесь 1 сентября
1869 года, в день церковного новолетия, в «пещерном отделении»
Гефсиманского скита лавры, просияла новая чудотворная - Черниговско-Гефсиманская.
В этот день и совершается общецерковное празднование сему образу.
Осенью 1869 года парализованная тульская крестьянка Фекла Адрианова
получила исцеление по молитве пред сим образом, и с того времени
только по 1899 год было зарегистрировано 105 чудес от Черниговской-Гефсиманской
иконы.
С древнерусским городом Черниговом связано несколько чудотворных
образов Пречистой: - Чернигово-Елецкий,
- Чернигово-Ильинский,
- Чернигово-Гефсиманский.
Сам первообраз Черниговской был обретен еще в 1069 году основателем
русского иночества, преподобным Антонием
Печерским, в ветвях ели (откуда и название «Елецкий», с городом
Елец никак не связанное). Нестор-летописец сообщает, что, когда
черниговский князь Святослав Ярославич разгневался на Антония, тот
ушел из города на Болдину гору, выкопал себе пещеру и поселился
в ней. Там и обрел подвижник Черниговско-Елецкую икону как знак
милости Пречистой к новой обители. Празднование Елецкой иконе совершается
11 января, пишется на ней ель, среди зеленых ветвей которой покоится
образ Богородицы с Младенцем на коленях. Сам первообраз Черниговской
пропал еще в начале XVII столетия после разрушения Елецкой Успенской
обители поляками.
В 1658 году инок черниговского Ильинского монастыря Геннадий написал
новый образ Черниговской, принадлежащий к типу
«Путеводительница» («Одигитрия») и прославленный многими
чудесами. О двух повествуют надписи на его окладе: «Чудодейственное
течение слезное на оном честном образе видимо было 1662 год с 16
по 24 число апреля» и «В 1662 году было нашествие татар на град
Чернигов, но к сему Чудотворному образу не могли прикоснуться руки
нечестивых сарацин». Празднование этому изводу Черниговской, пребывавшему
в Троицком соборе Троице-Ильинского монастыря в Чернигове, совершается
трижды в год – в Троицын день, 16 апреля и в день Ильи-пророка.
Еще в 1658 году список с этой иконы был взят в Московский Кремль
в патриарший собор Двенадцати Апостолов.
Черниговско-Гефсиманский образ по размерам больше первообраза
и написан на полотне.
Он был вкладом в «пещерное отделение» (где иноки начали селиться
спустя три года после основания самого Гефсиманского скита в
1844 году) девицы Александры Филипповой, сделанным в 1852 году.
По толкованию современного богослова о. Александра Мумрикова,
на этой иконе Очи Приснодевы, обращенные к Отцу, обращают к
Нему же и человеческий разум, и тем самым «здесь, у Палаты Духа
Святого, дышит Живоначальная Троица во всей своей полноте».
И Пречистая и Младенец, восседающий на Ее левой руке – в царских
венцах.
В Гефсимании на Святой земле окончился земной путь Пречистой,
это место ее славного Успения, слывущего второй Пасхой – этот
праздник установлен еще современниками Богородицы, самими апостолами,
и продолжается девять дней, с 15 по 23 августа по христианскому
летоисчислению.
Успенских храмов в православном мире неичислимое множество;
Гефсиманий же на русской земле в силу особой святости этого
понятия было очень немного. Престольным праздником в них считается
не самый день Успения Богородицы (15 августа), а день Ее Вознесения
на небо, отмечающийся 17 августа. Только в этот день на территорию
Гефсиманского скита допускались женщины; нижняя же подземная
церковь была посвящена Гефсиманскому молению Спасителя, и ее
храмовым праздником была вся Страстная Седмица.
Сама же чудотворная пребывала в пещерном храме во имя Михаила
Архангела под величественным краснокирпичным храмом Черниговского
скита.
Аналогичной по устройству была «Гефсимания» в пустоши Лариной
при сельце Воронине в двух верстах от Зарайска (тогда Рязанская
губерния, ныне Московская область), где в мае 1909 года была
открыта женская община с подземным храмом Успения, над которым
уже в годы Первой мировой войны строился храм Ее Вознесения
(по замыслу будущего святителя-мученика, епископа Арсения (Жадиновского)).
Еще одна и тоже недостроенная Гефсимания располагалась между
трапезным храмом и Успенским собором «Пречистой на Горицах»,
- Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Задуманная в подражание
подмосковному Новому Иерусалиму и строившаяся теми же мастерами,
которые восстанавливали там после пожара Воскресенский собор,
величественное барочное здание этой Гефсимании простояло до
1880-х, когда было по ветхости разобрано.
Но только в Гефсимании близ Троице-Сергиевой лавры вплоть до
1928 года продолжались богослужения и теплилась иноческая жизнь;
затем скит был разогнан и его братия, все еще значительная (ведь
именно сюда перешли насельники закрытой в 1919 году и отданной
под армейское электротехническое училище Лавры), разошлась кто
куда сумел, а последний скитоначальник игумен Израиль умер в
ссылке в начале 1950-х.
Бывшее же «пещерное отделение» еще в 1893 году получило статус
самостоятельного Черниговского монастыря. Тогда здесь был освящен
новый Черниговский собор и выстроена огромная, не уступающая по
высоте лаврской колокольня, видимая издалека, уже с железнодорожной
станции Сергиев Посад.
Еще в 1891 г. здесь был погребен инок Климент, в миру – Константин
Николаевич Леонтьев, замечательный русский мыслитель и литератор.
В 1919 г. по соседству с ним нашел последнее земное успокоение
Василий Васильевич Розанов.
До 1991 года их могилы пребывали в запустении.
Святое же тело «старца-утешителя» Варнавы (1831-1906), к которому
сюда сходились и съезжались люди изо всех уголков России, по закрытии
Черниговского монастыря было перенесено на городское Вознесенское
кладбище.
Но и это кладбище было закрыто и разорено в 1934 году, и тогда
тело старца сумели перенести на Никольское кладбище; однако в
1952 году безбожники добрались и до него, и могилу старца Варнавы
в третий раз перенесли, теперь на Северное городское кладбище
тогдашнего Загорска. Но как при жизни нес старец Варнава возложенный
на него в 30-летнем возрасте духовным отцом подвиг старчества:
«с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в
советах и наставлениях», так и все эти годы к его могилам стекались
все новые поколения богомольцев.
Лишь в 1989 году были возобновлены регулярные богослужения на
могилке старца, а летом 1990 в Черниговском скиту возобновилось
иноческое общежитие.
После закрытия Черниговского скита в 1922 г. чудотворная была
перенесена оттуда в Москву, в церковь Сергия в Рогожской слободе
(близ Андроникова монастыря), - по ходатайству рабочих завода
«Серп и молот. Там она пребывала до закрытия этого храма в 1938
г. Большинство икон и церковных книг были тогда сожжены во дворе,
причем среди них были очень редкие и дорогие ноты, специально
изготовленные для местного хора из слепых певчих; как те ни просили
пожалеть их и не лишать куска хлеба, уничтожили всё.
Однако чудотворная уцелела и была передана в частные руки, в семью
подмосковных христиан.
Храм Сергия в Рогожской был заново освящен в декабре 1991 г.,
однако Черниговская сюда не вернулась (местночтимой святыней этого
храма стал теперь образ Богородицы «Утоли моя печали», перед которым
ежевоскресно читаются акафисты).
Список с Черниговско-Гефисиманской иконы сегодня встречает богомольцев
в притворе Троицкого собора лавры, приходящих поклониться святым
мощам Игумена Земли Русской.
В самом скиту ежедневно и во всякое время года совершается таинство
соборования болящих и страдающих душевными и телесными недугами.
Братия и весь народ православный ожидают возвращения в скит и
самой чудотворной, и святых мощей местночтимого во многих уголках
Святой Руси честных мощей старца Варнавы и возлагают свое упование
на Саму Пречистую.
|