 |
|
Празднование 9 / 22 октября
|
Эпитет «Корсунская» происходит от названия византийского города
Херсонес в Крыму, который на Руси был известен под именем Корсуни.
«Корсунскими» в XVI–XVII веках именовались древние святыни византийского
и русского происхождения, появление которых связывали с эпохой князя
Владимира, захватившего Корсунь и принявшего крещение в этом городе.
Предания сообщают о нескольких иконах Богоматери с таким названием.
Согласно одному преданию, сей образ написан самим евангелистом
Лукой.
На Русь Ефесская, или Корсунская, икона попала в 988 году, — была
принесена крестителем Руси святым равноапостольным великим князем
Владимиром из Корсуни в Киев. Позднее образ попал в Великий Новгород,
затем в Москву и до 1918 года находился в Успенском соборе Московского
Кремля, за престолом.
Другое же предание гласит, что икона была принесена на Русь
в конце XII столетия святой Евфросинией Полоцкой, в миру Предиславой,
дочерью полоцкого князя Георгия, с юных лет избравшей путь подвижничества.
Она основала в Полоцке женскую обитель с храмами во имя Всемилостивого
Спаса и Пресвятой Богородицы. Вторую из церквей обители княжна
решила украсить древним образом Пречистой. Род Комнинов, царствовавший
в то время в Византии, состоял в родстве с полоцкими князьями.
Евфросиния отправила к императору Мануилу Комнину (1143—1169)
и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу (1156—1169) гонца с
богатыми дарами, и владыки Второго Рима поднесли в дар полоцкой
обители дивный образ, украшенный золотом, серебром и драгоценными
каменьями. В 1173 году эта икона была торжественно установлена
в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы, прославившись
подаваемыми ею чудесными исцелениями.
В 1239 году святой князь Александр Невский вступил в брак с
дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание состоялось в городе
Торопце; в память об этом константинопольский образ был перенесен
туда и до начала ХХ пребывал в иконостасе торопецкого Воскресенского
собора.
Несмотря на общее название, эти иконы принадлежали к разным иконографическим
типам.
Чаще всего Корсунскими назывались иконы Богоматери «Умиление»(«Елеуса»).
Отличительной чертой таких икон является оплечное изображение
Богоматери и Младенца.
Композиция иконы сосредотачивает внимание на ликах и жестах Богоматери
и Младенца.
В подчеркнуто крупном образе воплощена идея покровительства и
любви Богоматери к миру.
Возможно, что графичность ликов, миндалевидный разрез глаз, форма
носа с изгибом на конце и рисунок полной нижней губы передают
черты греческого прототипа иконы.
Выразительны жесты красивых рук с тонкими гибкими пальцами.
Пальцы правой руки Младенца, сжимающей свиток, сложены в жесте,
напоминающем именословное благословение, левой рукой он держит
край мафория Богоматери.
Руки Богоматери заключают Младенца в нежные объятья: левая рука
с согнутым мизинцем видна из-под укрывающего Младенца края мафория,
а правая простерта в молитвенном жесте.
В фондах Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника
была найдена рукописная книга на двенадцати страницах из холста.
Рукопись повествует об истории обретения Ефесской «Одигитрии».
Cия икона, — сказано в рукописи, — написана в Византии в 1134
году «при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом»
с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки.
«Икона Ефесская Одигитрия стояла в малой церкви архимандрита
Иосифа в Царьграде много лет. Турки пленили Царьград. Эту икону
скрыли в землю от врагов, не была бы поругана святая икона.
В земле сохранялась она немало лет. По воцарении турок в Царь
Граде прошло немного время, и вынули из земли святую икону,
ничем невредиму. По обретении множество болящих исцелилось от
святыя иконы. Вознегодовали на християн турки, и второе боялись
християны, чтобы турки не истребили святую икону, всем болящим
врача. После архимандрита Иосифа, принесшего сию икону из Ефеса,
много было наместников. Святую икону передавал в Россию, московским
боярам Морозовым, цареградский архимандрит Гавриил в 1461 году…
И устроили принесенному образу драгоценную ризу из злата и
сребра и драгоценных каменей и другого жемчуга и драгоценную
корону. Это дар царский: царицы Анастасии Романовны — супруги
царя Иоанна Грознаго, скованный из чистаго злата.
Царица Анастасия имела любовь к принесенному образу из Ефеса
и часто ходила на молитву Ефесской «Одигитрии» в дом бояр Морозовых.
Царица Анастасия шествовала своими ногами на молитву, а не изволила
в каретах царских».
И так продолжалось много лет. Но род бояр Морозовых угасал,
остались от него только боярин Глеб и жена его боярыня Феодосия.
Решили Морозовы передать чудотворную святыню «в пустынную Шарпанскую
обитель в нижегороцких пределах во области Семеновской в лесах
за рекою Волгою», устроенную в 1622 году в царствование Михаила
Федоровича.
В Шаранской обители Корсунская сохранялась без малого двести
лет. В первые же годы пребывания чудотворной в обители здесь
на средства боярыни Феодосии были выстроены странноприимный
дом и огромный храм, вмещавший до тысячи молящихся. Сотни православных
получали исцеление от сей святыни.
Однажды в 1728 году Нижегородский архиепископ Питирим, «подвергшись
недугу телесному, стал расслаблен телом от истечения крови его.
Он искал помощи от земных врачей, но не един врач не мог исцелить
его от кровотечения. И оставил земных врачей, и стал призывать
на помощь Бога и Пречистую Богородицу. Архиепископ Питирим слышал
и видел, что множество людей — нижегородцев и из прочих стран
— идут и едут на поклонение чудотворному образу, множество болящих
и страждущих. Везут и все приемлют в себе исцеление от святыя
иконы. Архиепископ Питирим дал свое обещание ехать в область
Семеновскую, в обитель Шарпанскую, на поклонение чудотворному
образу Пресвятой Богородицы, видя, что от нея истекает великий
источник, богатыя милости и все страждущие и болящие приемлют
исцеление от неистощимаго источника святыя иконы».
Владыка Питирим отправился в Шарпанскую обитель и, обретя от
иконы исцеление, объявил всем нижегородцам, что это чудотворный
и дивный образ. «Я желал бы эту великую святыню приносить в
наш Нижненовгород в кажнее лето», — сказал Питирим. Все велегласно
откликнулись: все желаем, владыко, принять чудотворную икону.
Даем обещание, владыко, кажнее лето приносить чудотворную икону
в Нижний Новград. Архиепископ Питирим провозгласи: «…Будет в
нашем граде великая радость о пришествии великой заступницы
граду нашему, ей, братие, помолимся. Икона будет приноситься
в Нижней Новград июля 10 дня в продолжение пребывания иконы
по 15 сентября».
Так продолжалось до 1853 года, когда скрылась икона и следы
ее затерялись в истории. А это был как минимум третий список
с подлинной Ефесской святыни, созданной в Византии местными
мастерами.
Примечательно, что еще один список с этого образа также пребывал
на Нижегородской земле, в мужском Благовещенском монастыре, и
столь же таинственно исчез, хотя прежде пережил невредимым три
опустошительнейших пожара. Считается, что он был написан в Киеве
во времена равноапостольного великого князя Владимира как копия
с принесенной крестителем Руси из Корсуни иконы. Основанием для
такого предположения служила надпись на ризе на двух языках, славянском
и греческом: «Образ сей писан в лето 6501 (903) Симеоном иеромонахом».
Главная святыня Благовещенского монастыря была прислана туда чудотворцем
Алексием, митрополитом Московским, как первосвятительское благословение
новосозданной обители.
Надежда Дмитриева, из книги "О Тебе радуется!"
|