 |
|
Празднование 23 июля/5 августа, 8/21 сентября.
Почаевская Успенская лавра - одна из четырех лавр Российской
империи, твердыня православия, стоящая в юго-западной
Руси, на Волыни (ныне территория Тернопольской области
Украины). Это место, где веками сталкивались границы империй,
цивилизаций, мировоззрений.
|
До 1914 г. всего в 8 верстах отсюда лежала граница с Австро-Венгрией,
и слава о святынях Почаева достигала не только соседней Галиции,
но и Болгарии, Боснии, Сербии. Некогда это была поросшая лесом
гора, в чьих пещерах подвизались иноки, прежде – киево-печерские
затворники, укрывшиеся сюда после разорения матери городов русских
Батыем в 1240 году.
В том же в XIII столетии двое из этих безыменных подвижников
вместе с местным пастухом Иваном Босым сподобились великого
чуда – явления Пречистой в столпе огненном над скалой Почаевской.
На месте, где Она стояла той ночью и молилась, на плотном известковом
камне остался след правой Стопы Богородицы, древнейшая из почаевских
святынь. Стопа всегда наполнена чистой и целебной водой из забившего
в ту же ночь источника.
Вскоре иноки соорудили у подножия горы первую каменную церковь
во имя Успения; ныне на ее месте высится огромный Успенский
собор, объявший собой саму гору, пещеры, Стопу и святой источник,
построенный в 1780-х в стиле барокко. Высится собор подобно
скале посреди бескрайних окружающих полей и виден за многие
километры от самого городка Почаев.
Но тогда, в XIII веке, с распадом Руси и постепенным отпадением
ее юго-западных земель, пришел в упадок и монастырь.
Вторичное же основание обители относится к рубежу XVI – XVII
столетий. В 1559 году проезжавший через эти места греческий
митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы
Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке
на память образ Богородицы константинопольского письма.
Три десятилетия икона простояла в домовой часовне в деревне
Урля (в 8 верстах от Почаева), а затем начала испускать по ночам
таинственное свечение, подобное тому столпу огня, в котором
за триста лет до этого явилась здесь сама Пречистая. Гойские
истолковали это как желание Царицы Небесной пребывать в возрожденной
почаевской обители, куда и передали образ вместе с богатыми
дарами – после того, как прозрел по молитве пред этой иконой
слепорожденный брат хозяйки, Филипп Козинский.
После смерти Анны в 1644 году все окрестные земли достались
ее племяннику, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь
и захватил икону. Однако его с женою тотчас поразила жестокая
болезнь, и исцелились супруги лишь после того, как вернули чудотворный
образ в монастырь.
С тех пор чудотворная икона пребывает в особом киоте в форме
сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса
Успенского собора. Оттуда ее специально опускают для поклонения
паломников. Почаевская икона прославилась многочисленными чудесами.
Почаевская икона принадлежит к типу Умиление
(Елеуса); Предвечный Младенец восседает на Ее правой руке,
в руке левой – плат, прикрывающий Сына Божия. На списках с чудотворной
внизу обычно пишется еще и Стопа Богородицы.
Предстательством Пречистой обитель оставалась верной православию
и во времена польско-литовского владычества, стойко сопротивляясь
насаждению в этих местах униатства.
Свою дивную помощь Богородица явила и во время осады обители
турками в 1675 году.
Тогда агаряне окружили сплошь деревянные строения монастыря
и грозили поджечь их.
Иноки припали к образу Владычицы, моля о заступничестве.
И тогда турки узрели в небе над собором грозное видение: Пречистая
парила над Своей обителью в лучезарном сиянии и простирала над
нею Свой Омофор, окруженная ангельским воинством с пламенеющими
мечами. Рядом с Владычицей стоял недавно (в 1651 г.) почивший
игумен почаевский, преподобный Иов, и вместе с земной братией
молил Ее о помощи.
Ослепленные небесным сиянием, агаряне принялись убивать друг
друга и бежали прочь от страшного для них места.
Несмотря на свою стойкость в православии, Почаевская обитель
была в 1713 г. насильно передана в ведение униатов и находилась
в нем вплоть до разгрома польского мятежа 1831 года;
В униатский период Почаевской лавры (1721—1832 годы) от иконы
засвидетельствовано, по утверждению Русской церкви, 539 чудотворений.
Возвращенная в лоно православия, в 1833 году обитель была удостоена
почетнейшего наименования лавры с присвоением ей «четвертого
места в числе существующих в России лавр» (Киево-Печерской,
Троице-Сергиевой и Александро-Невской).
Возвращение лавры православным отмечено, по преданию, исцелением
слепой девочки Анны Акимчуковой. В память об этом событии установлено
еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной
иконой.
В Москве чтимый образ Почаевской иконы имеется в никогда не
закрывавшейся Петропавловской церкви в Лефортове, куда был принесен
в 1930-х, в разгар безбожных гонений.
Из книги "О тебе радуется.
Чудотворные иконы Божией Матери" (Сост. Н. Дмитриева —
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007)
|