 |
|
Празднование 28 июня / 11 июля, 12 июля / 25 июля
События, положившие начало прославлению иконы Божией
Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам
иконоборчества. Воины императора еретика Льва Исавра жгли
найденные православные иконы, а иконопочитателей предавали
мукам и смерти.
|
Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске,
православные не были стеснены в почитании икон - первым министром
у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф
Иоанн Дамаскин (память его Церковь отмечает 4 декабря). Иоанн переправлял
в Византию многочисленные письма , в которых на основании Священного
Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания.
Вдохновенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписывались, передавались
из рук в руки, способствую уверению в истине православных.
Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непобедимого защитника
Православия, решил извести Иоанна Дамаскина.
Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна
и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с
предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охраняется
сарацинами небрежно и византийское войско может без труда им
овладеть, в чем обещалась и всяческая помощь со стороны первого
министра.
Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно
пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна,
желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует
казнить.
Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней преданной службе
своего министра,
повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал
изменнические строки.
Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.
Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной
обиды.
Вечером в тот же день блаженный, узнав, что утих гнев халифа,
послал к нему своих друзей со следующими словами:
“Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и я не могу
иметь отраду, доколе рука моя,
повешанная на позор, не будет мне отдана”.
Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием
и отдал руку,
и Иоанн затворился в келье для молитвы.
После молитвы Иоанн заснул и в сонном видении увидел Богоматерь,
которая сообщила, что рука его здорова.
Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил отсеченную кисть
к ране и углубился в молитву.
Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в защиту
Православия,
и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу
Владычицы.
В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь
и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилежно этой рукой».
Пробудившись, Иоанн Дамаскин выразил свою благодарность к чудной
Исцелительнице в дивном песнопении:
«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,
Ангельский собор и человеческий род,
Освященный Храме и Раю Словесный,
Девственная похвало. из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе».
Весть о чуде быстро разнеслась по всему городу.
Пристыженный халиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал
его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн
отдавал все свои силы на служение одному Богу. Он удалился в обитель
во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг.
Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспославшую ему
исцеление.
В благодарность за чудесное исцеление он сделал из серебра изображение
кисти руки и приложил ее к иконе своей Заступницы. Отчего эта
икона и получила в дальнейшем название Троеручицы.
С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного
образа, получившего название «Троеручица».
Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века,
когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому.
При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить
икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого.
С драгоценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился
у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону
как великий дар, а на место остановки ослика стали ежегодно
совершать крестный ход.
Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы
нового вызывали среди братии распри и разделение.
И тогда Матерь Божия, явившись одному затворнику, объявила, что
отныне Сама будет игумений обители. В знак этого дотоле стоявшая
в алтаре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась
по воздуху к середине храма, на игуменское место.
С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник,
стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ
«Троеручица» – Игуменьи сей обители.
От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как
бы от игумена.
Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев:
турки признавались, что нередко видели таинственную Жену,
охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих
рук.
«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пребывает немало
списков с первоявленного образа,
также прославившихся чудотворениями.
В 1661 году 28 июня список с этой иконы был перенесен с Афона
в Москву.
С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий
в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье).
С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда,
даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и
сохранил все свои колокола.
Чудотворные списки с самого первоявленного афонского образа либо
же с других списков «Троеручицы» находились также и в иных местах.
Иконографически образ Божией Матери «Троеручица», принадлежит к
типу «Путеводительница» («Одигитрия»).
Из книги "О тебе радуется. Чудотворные
иконы Божией Матери" (Сост. Н. Дмитриева — М.: Изд-во Сретенского
монастыря, 2007)
|