 |
|
Память совершается
21 мая (3 июня по нов.ст.; избавление от Махмет-Гирея),
23 июня (6 июля по нов.ст.; избавление от Ахмета),
26 августа (8 сентября по нов.ст.; сретение иконы в Москве
и избавление от Тамерлана).
|
Радуйся, Русь православную возлюбившая;
радуйся, веру истинную в ней утвердившая…
Радуйся, Молитвеннице наша теплая;
радуйся, Заступнице усердная!
Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Владимирской
Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией
Матери Владимирской.
Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов!
Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую
и Владимирскую,
а затем Московскую – Третий Рим, "а четвертому же не быти".
Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в
себя мистическую связь
с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных
земель и народов.
Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.
Эту удивительную икону трудно описать словами, ибо все они кажутся
пустыми перед тем взором,
который смотрит на нас. В этом взоре все: жизнь и смерть, и воскресение,
вечность, бессмертие.
По древнейшему преданию, святой евангелист, врач и художник Лука
написал три иконы Богородицы.
Посмотрев на них, Пречистая сказала:
"Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами".
Одна из этих икон известна нам под именем «Владимирская».
До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем
был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия
патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону (вместе с другим
образом Богородицы, известным как "Пирогощая") в дар великому
князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском
девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей
святой равноапостольной великой княгине Ольге.
В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея, сына Юрия Долгорукого.
Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь
Андрей без ведома отца взял с собой икону.
В пути непрестанно служил перед нею молебны.
Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с усердием и
радостью;
оттуда князь направился было далее, в град Ростов.
Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали
на берегу Клязьмы и,
несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Запрягли свежих,
но не пошли и те.
Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться.
И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить
образ Свой
в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить
обитель в честь Рождества Ее.
Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени – с 1160
года – она получила наименование Владимирская.
В 1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход
на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился;
пав же пред образом Богородицы, он воскликнул: "Всяк уповай
на Тя, Владычице, не погибнет!"
Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной
и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые
были разбиты.
После победы на поле брани было совершено молебствие перед
святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска
явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил
дивный свет, озаривший всю местность.
А на другом конце христианского мира, но точно в тот же день
и час византийский император Мануил узрел свет от Креста Господня
и, подкрепленный сим знамением, одолел своих недругов-сарацин.
По сношении князя Андрея с императором Второго Рима 1 августа
был установлен праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ
Животворящего Креста Господня, известный в народе как Первый
Спас.
Много иных чудес было явлено от чудотворного образа.
В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве.
У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию.
И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести
икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с
берегов Клязьмы.
По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая
руки к иконе, взывал:
"Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В белокаменной Владимирскую
икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским
духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли
на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную
до Успенского собора Кремля.
Было это 26 августа. "Весь град изыде противу иконы на сретение
ею", – свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь,
"мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы,
от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными,
паче рещи все со слезами,
иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и
рыданием".
И Богородица вняла молению уповавших на Нее.
В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану
в его шатре
явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители
со златыми посохами,
а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная
Жена;
бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее…
Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса.
Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские, разъяснили,
что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь
Бога, и что сила Ее неодолима.
И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.
И татары, и русские поражены были этим событием.
Летописец заключил: "И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой
Девы!"
Благодарные москвичи выстроили на месте встречи чудотворной 26
августа 1395 года
Сретенский монастырь: "да не забудут людие дел Божиих".
Так после 242-летнего пребывания на берегах Клязьмы икона Богородицы
Владимирская перешла в Москву и поставлена была в кремлевском соборе
в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями
от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши
в 1451 году, отца его, хана Седи-Ахмета в 1459 году.
В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже
до реки Угры в калужских пределах.
Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки.
Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что
Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь.
В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный
ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех
пор слывет Поясом Богородицы.
В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских
и ногайских.
Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской.
Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско,
чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке.
Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.
В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря
увидела,
как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители,
неся в руках чудотворную Владимирскую.
Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские
Петр и Алексий.
И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей
преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский – и пали ниц
пред образом,
моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского.
И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые.
Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам.
Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться.
А татарам снова привиделось "воинство великое, доспехами сияющее",
и бежали они от стен города.
Так не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой народной
пред чудотворным образом Владимирской.
В память этих избавлений и установлено празднование Владимирской
иконе:
21 мая – в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея
в 1521 году;
23 июня – в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480
году;
26 августа – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395
году.
Особый извод Владимирской иконы именуется "Древом государства
Московского".
Первая такая икона написана была на исходе Древней Руси, в 1668
году, царским иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым для церкви
Троицы в Никитниках в Китай-городе.
На ней изображены святители Петр и Алексий, поливающие произрастающее
из-за кремлевской стены пышное древо; на ветвях – медальоны с сонмом
русских святых, а в центре – овальный образ Владимирской.
Как в иконе "Похвала Богоматери" библейские пророки пишутся
с развернутыми свитками,
на коих начертаны слова акафиста, так и на этом образе небесные
покровители Руси
славят и восхваляют Пречистую, моля Ее о заступничестве за государство
Российское.
Иконографически икона Божией Матери «Владимирская», принадлеит к
типу «Умиление» («Елеуса»).
Из книги "О тебе радуется.
Чудотворные иконы Божией Матери" (Сост. Н. Дмитриева —
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007)
Икона Божией Матери «Владимирская» была подарена Храму свт. Феодосия
Черниговского меценатом-коллекционером, пожелавшим остаться неизвестным.
|