 |
|
Празднование 18 февраля и 22 сентября н. ст.
Имя святителя Феодосия стоит в ряду тех лиц и имен, кои
являются украшением и славой всей Церкви Российской.
Святитель Феодосий был одним из тех деятелей, которые, «не
высокая мудрствующе, но ведущеся смиренными» (Римл. XII,
16), успевают сделать и для общественного блага не менее,
чем великие и сильные мира сего
|
Святитель Феодосий родился в конце 30-х годов XVII века
в Малороссии, в благочестивой дворянской, не чуждавшейся духовного
звания семье. Он с ранних лет знакомится тяжелыми условиями, в
которые была поставлена православная вера под властью католичествующей
Польши.
Отрок воспитывается сначала дома своими родителями в страхе
Божием и христианском благочестии, а затем в Киевской Братской
Богоявленной школе ( в стенах Киевского Братского монасыря на
Подоле, впоследствии Киево-Могилянская Духовная Академия.).
Начальником и руководителем Киевской Братской школы в то время
был «великий столп церковный», архиепископ Черниговский Лазарь
Баранович (1650 - 1657 г.г.), к которому на всю жизнь свою св.
Феодосий сохранил чувства сыновнего почтения. К воспитавшей его
школе святитель на всю жизнь свою сохранил глубокую признательность,
что и выразил своими благотворениями Киевскому Братскому монастырю.
Память о такой благотворительности его сохранил для нас синодик
Киевского Выдубицкого монастыря, где сказано о св. Феодосии, что
он был муж «благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю».
По окончании учения св. Феодосий всю свою жизнь решился
посвятить Богу.
И благочестивый пример родителей, и назидательное руководство
знаменитого учителя, и святость самого места воспитания - все
это содействовало укреплению будущего святителя в желании доброго
жития. Были и другие события, не прошедшие бесследно в его жизни
и определившие по воле Божией жребий его на земле. Несогласия,
нестроения, которые он видел в это время и среди властей своей
родины, и среди даже их духовных руководителей, побудили его взять
на себя благое иго иноческого подвига; стать в одежде воина Христова
на страже Церкви Христовой и ратовать с видимыми и невидимыми
врагами ее.
Когда и где принял иночество св. Феодосий, точно неизвестно.
Несомненно только, что это было еще до 1651 года, когда Киевским
митрополитом был Дионисий (Балабан), и совершилось под влиянием
Лазаря Барановича. Преосвященный Лазарь в одном из писем своих
называет святителя Феодосия «овцою Христова стада, научавшеюся
покорности у покорного барана», т. е. самого Лазаря. Св. Феодосий
дает высший обет послушания в иноческом сане.
Вскоре по принятии им иночества, еще он многочестно трудился
некоторое время в звании архидиакона Киево-Софийского собора
и наместника митрополичьего кафедрального дома.
Киев и Малороссия в это время испытывали большие бедствия от
смут, которые произведены были противниками Богдана Хмельницкого,
противниками соединения Малой России с Москвой. К несчастью, в
этих смутах приняли самое деятельное участие и высшие духовные
лица того времени. Сам митрополит Дионисий Балабан перешел на
сторону поляков, и временным блюстителем Киевской митрополии назначен
был Черниговский архиепископ Лазарь Баранович (в октябре 1659
года) (здесь и далее даты указаны по ст. ст.).
В это время св. Феодосий был уже в звании иеромонаха Крупицкого
Батуринского монастыря, в епархии Лазаря. Очевидно, первые
подвиги иноческого жития св. Феодосием совершаются под надзором
и руководством преосвященного Лазаря.
Св. Феодосий не идет за Дионисием к врагам православной веры и
народности, а следует за своим учителем, который хорошо понимал,
что Малороссия может быть счастлива только под защитой православного
Русского Царя.
Скоро на святого Феодосия возлагается обязанность высшая - руководить
другими в подвигах иночества. В 1662 году он уже, как свидетельствует
местная Черниговская летопись, состоит в звании игумена Корсунского
монастыря. В следующем 1663 году, по смерти митрополита Дионисия,
в мае был избран духовенством Польской Украины на Киевскую митрополитию
епископ Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Избрание состоялось в Корсуни
(ныне г. Корсунь-Шевченковский, Черкасской обл.); очень вероятно,
что Корсунский монастырь, управляемый тогда Феодосием, и был местом
избрания нового митрополита.
Как отнесся к этому избранию св. Феодосий?
Новоизбранный митрополит, «православия преславный ревнитель,
веры святыя восточныя столп непоколебимый» (так его называет известный
писатель того времени печерский архимандрит Иннокентий Гизель)
своею первоначальною деятельностью в защиту в Литве православия
снискал себе общее сочувствие православных малороссов. Но его
политические убеждения не согласны были с убеждениями Лазаря,
и Московское правительство не согласилось признать его в звании
митрополита. Св. Феодосий предвидел это и, зная, что избрание
его породит новые смуты и раздоры, своего согласия, которое могло
выразиться подписью на избирательном акте, не изъявил.
Несколько позже, состоя уже игуменом Выдубицкого монастыря, в
оправдание свое, по поводу доноса, сделанного на него епископом
Мефодием (Филимоновичем), добивавшимся митрополичьего звания,
писал Киевскому воеводе: «к Тукальскому хотя я и писал, (но) яко
к архиерею, а не (как) митрополиту писал, не именовал его пастырем
своим и благословения от него не просил есмь ни на какие дела».
В 1664 г. св. Феодосий назначается игуменом Киевского Выдубицкого
монастыря.
Сохранилось несколько сведений о деятельности св. Феодосия, как
игумена Выдубицкаго, свидетельствующих о его попечительности и
ревности по устройству дел обители. Выдубицкий монастырь неоднократно
был в руках униатов. Естественно, что от этого существовали различного
рода нестроения, разстройство внутренних порядков жизни монастырской
и внешнего материального благосостояния обители.
Устроив внутреннюю жизнь обители в духе строгого православия,
св. Феодосий с большою ревностию и усердием взялся за устройство
внешнего ее благополучия. И благодаря заботам св. Феодосия, получается
гетманский универсал, которым утверждаются за монастырем значительные
поместья.
Ревностная заботливость о нуждах обители вооружила против него
иноков соседней Киево-Печерской Лавры. Печерский архимандрит Иннокентий
(Гизель), вследствие наветов некоторых монастырских управителей,
жаловался даже на него местоблюстителю митрополии Лазарю, который
по этому поводу и пишет своему бывшему ученику увещательные письма.
Не без скорби видит святитель неудовольствие своего учителя и
безропотно переносит испытание, посланное ему Богом, верно исполняя
свой долг. Но Промысл Божий устрояет все к лучшему. Оправдав себя
во мнении своего учителя, св. Феодосий еще более сблизился с ним.
Сам Лазарь обращает теперь особенное внимание на высокие качества
его души и, в письме своем к нему, в пророческом духе изъявляет
Феодосию свое желание, чтобы имя его было написано на небесах.
Любовь и доверие к св. Феодосию владыки Черниговского все более
крепнут и выражаются в том, что св. Феодосий назначается его наместником
по управлению делами Киевской митрополии. Вместе с тем, на
св. Феодосия обращается всеобщее внимание, как на человека высоких
совершенств. Именитыми людьми, духовными и светскими, с этого
времени возлагаются на него самые серьезные поручения, в том убеждении,
что он, с честью и славой для себя и пользою для самого дела,
выполнит их. С этого же времени замечается общее желание видеть
его на одном из лучших мест, где бы он был истинным светильником
горящим и светящим (Иоан. V, 35).

С 1685 года имя его делается известным в далекой Москве. На него,
как на «заслуженного малороссийской церкви», возлагается обязанность
(совместно с Переяславским игуменом Иеронимом) представить в Москве
Государям (Иоанну и Петру Алексеевичам) и Патриарху прошения от
Гетмана, малороссийского духовенства и войсковой старшины об утверждении
в звании Киевского митрополита Луцкого епископа Гедеона-Святополка,
князя Четвертинского. Посольство увенчалось успехом. Св. Феодосий,
как благопопечительный игумен, исполняя возложенное на него поручение,
ходатайствует в Москве об удовлетворении нужд своей обители.
В 1687 году умирает Елецкий (Свято-Успенский Елецкий мужской
монастырь г. Чернигова; престол Св. Успенского собора обители
находится на месте явления в 1060 г. (18 февраля н. ст.) Елецкой
Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. – В.) архимандрит Иоанникий
Голятовский и, по желанию преосвященного Лазаря, на его место
назначается, после 24-летнего управления Выдубицким монастырем,
св. Феодосий. Назначая св. Феодосия архимандритом Елецким
преосвященный Лазарь желает иметь ближе к себе своего ученика
и делает его своим помощником, возлагая на него различные дела
по управлению епархией. С этого времени св. Феодосий делается,
так сказать, правою рукою своего архиепископа и принимает участие
во всех выдающихся церковных событиях того времени.
К этому времени делаются особенно обостренными отношения между
представителями Великороссийской Московской и Южно-Русской, Киевской
церквей.
В Москве смотрят подозрительно на Киев и всю Южную Русь, готовы
обвинить духовных руководителей ее в приверженности к католичеству
и во всяких ересях.
С начала XVII столетия, особенно же со времени присоединения
Малороссии к Москве, проникает в Москву из Киева и вообще из западной
и южной России много выходцев для занятий разных духовных и гражданских
должностей. Некоторые из них являются даже учителями юношества
и руководителями просвещения. На таких выходцев высшие духовные
лица в Москве смотрели довольно неприязненно. Еще с первой четверти
XVII века известный исторический деятель, келарь Авраамий Палицын
писал: «пришельцы из Северских и польских городов навыкли от многих
еретиков, в Украине живущих, их злым нравом и обычаем и в их веру
еретическую мнози приступивше от неведения и во всем с ними закон
держаша» (Сказание об осаде Троицкого монастыря, 45с.). Странными
и еретическими казались Москве многие церковные обряды и обычаи
киевские. Ревнителей московской старины смущала разница строя
московской и малорусской жизни и сильная польская окраска последней.
Смущало и то, что православные южно-русские архипастыри получали
свое образование в западных иезуитских школах. И некоторые из
иерархов иногда действительно высказывали частные мнения не в
строго православном духе.
И вот вскоре после того, как св. Феодосий стал архимандритом
Елецкого монастыря, в Чернигове получается грамота патриарха Иоакима
(29 марта 1688г.) на имя преосвященного Лазаря. Целью грамоты
было «известитися, аще (православные южной России) во всем согласны
суть святей восточней церкви». В грамоте затронут был собственно
один важный по тому времени вопрос: какого мнения преосвященный
Лазарь о Флорентийском соборе, «коея ради вины оный собор бысть
и каковым обычаем начася», писалось в грамоте. В таком же смысле
была патриаршая грамота и Киевскому митрополиту Гедеону.
В Киеве для ответа патриарху созывается собор из представителей
высшего духовенства и одному из участников его, игумену Кирилловского
монастыря, дается поручение списаться с Черниговским архимандритом
Феодосием (Углицким), чтобы узнать мнение Черниговского архипастыря,
столпа церковного, по данному вопросу.
Св. Феодосий в своем ответе исполняет обращенную к нему просьбу
и, вместе с тем, по поручению и просьбе православных участников
сбора, составляет ответную патриарху грамоту «доводне показуючи,
(что) не имеет быти той собор (Флорен.) законным каноническим
собором» и проч. Строго православный взгляд Черниговского архиепископа
и его ближайшего сотрудника должен был служить оправданием для
всей Южно-Русской церкви. Но в Москве пока не удовлетворяются
ни ответной грамотой митрополита (составленной Феодосием), ни
ответной грамотой преосвященного Лазаря. В сентябре 1688 года
и в марте 1689 года получается еще две грамоты, в которых патриарх
Иоаким предлагает православным малороссам изложить свое мнение
о времени пресуществления св. Даров.
Ответ на первую из них преосвященный Лазарь посылает (4 февраля
1689 года) с своим архимандритом Феодосием Углицким. Здесь преосвященный
Лазарь, высказывая свой православный взгляд по данному вопросу,
выражает в то же время полную готовность «поучитися от всесвятейшего
патриарха» и обещает «послушание церкви Божией и вере святой».
Важность поручения, возложенного на св. Феодосия, очевидна. Он
должен был изустно выяснить в Москве те неясности, которые были
причиною недоразумения между Москвой и Киевом. Вместе с тем поручение,
данное св. Феодосию, должно было указать на него, как на лицо,
особенно доверенное, заслуживающее особенного внимания со стороны
патриарха и московского правительства. Преосвященный Лазарь намеренно
выдвигает своего достойного сотрудника, чтобы он стал известен
в Москве, как достойнейший к занятию высшей духовной должности.
В 1690 году умирает митрополит Гедеон, и архимандрит Феодосий
представляется в числе других лиц, как достойный высокого звания
- Киевского митрополита. По избрании на этот высокий пост Печерского
архимандрита Варлаама (Ясинскаго), св. Феодосий представляется
также и на его место. Но Промысл Божий судил иначе. Св. Феодосию
готовится Господом высокое положение в Чернигов. Здесь-то он,
по воле Божией, и должен был светить светом своих добродетелей
и предстательствовать за врученную ему Богом паству, и, не при
жизни своей только, в безкровной жертве Господу, но и по смерти,
как избранный раб Божий, вошедший в радость Господа своего.
Когда св. Феодосий был поставлен Елецким архимандритом, Лазарю
в это время было уже около 70 лет, - годы преклонные, особенно
для человека такой трудовой жизни и разнообразной деятельности,
какую вел преосвященный Лазарь. Удрученный годами престарелый
иерарх обращается к Московскому патриарху с просьбой об утверждении
архимандрита Феодосия помощником своим по управлению епархией.
Феодосий уже известен был в Москве, как высоко преосвященный
и благопопечительный сотрудник своего архиепископа; слава о его
добродетельной жизни также достигла до Москвы, и патриарх, соглашаясь
исполнить просьбу Лазаря, в ответной грамоте ему вот какое мнение
высказывает о достоинствах св. Феодосия: «Мы слышали о добродетельной
жизни архимандрита Феодосия и о том, что, по управлению епархией
Черниговской, он способный и послушный помощник преосвященному
архиепископу Лазарю, уже исполненному дней, опытный в делах и
в отношении нашей верности возлюбленный сын. Потому верность наша
благословляет его, архимандрита, имеет попечение о том, дабы все
дела, поручаемые ему архиепископом, исполнять благочестиво, о
имени Господа и угождать архиепископу, как старцу, в духе послушания
Христова. Если, творя доброе, окажется он терпеливым в перенесении
скорбей случайных и в исполнении должности явится непорочным,
то, когда угодно будет Богу, получит и высшее достоинство после
архиепископа». Нужно ли говорить о том, что святитель вполне оправдал
те ожидания, которые высказываются в грамоте патриарха.
Но св. Феодосий, состоя сотрудником и помощником преосвященного
Лазаря, не оставляет и своих прежних обязанностей. С усердием
заботится он о благосостоянии своей обители, которая и обогащается
значительным даром гетмана, подарившего обители село Мощонку в
виде особенного исключения, сделанного из уважения к высоким достоинствам
Елецкого архимандрита.
В 1692 году преосвященный Лазарь пожелал еще при жизни своей
видеть своего помощника в высшем святительском сане, чтобы он
мог вполне помогать ему при жизни и быть достойным ему приемником
по его смерти. В то время существовал в Малороссии обычай поставлять
известное лицо в сан святительский не иначе, как с согласия на
то представителей духовенства и именитых людей, входивших в состав
его будущей паствы. По предложению гетмана, все единогласно выразили
желание видеть Феодосия в сане святительском.
От лица народа было послано преосвященным Лазарем и гетманом
прошение о нем царю (Петру I) и патриарху. В этом прошении они
указывали на высокие достоинства будущего святителя. «Пречестный
архимандрит, писали они, муж благий, украшенный добродетелями
монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении
монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещен,
весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом
кафедры и епархиею Черниговскою».
11 сентября 1692 г. св. Феодосий, вручив клятвенное обещание,
собственноручно подписанное, «Господину святейшему кир Адриану,
архиепископу Московскому и всея России и всех северных стран патриарху»,
был наречен архиепископом Чернигова и Новгородка (Новгород-Северска),
а 13 сентября был посвящен в святительский сан.
По рукоположении святитель Феодосий просил Царя, в подтверждение
его святительских прав, дать ему царскую напрестольную грамоту,
которая и была выдана ему 28 сентября, за подписью думного дьяка.
В этой грамоте, подтверждающей права Черниговских архиепископов,
предоставляется св. Феодосию право первенства между Российскими
иерархами, согласно данному при наречении клятвенному обещанию,
указывается ему зависимость не от Киевского митрополита, а от
Московского патриарха. Как первенствующий между Рссийскими иерархами,
новый Черниговский святитель получает право совершать богослужение
в саккосе.
Около трех месяцев пробыл святитель Феодосий в Москве.
Возвратившись в Чернигов, он управляет делами епархии, не оставляя
и управления Елецким монастырем: состоит он «коадъюторомъ» Черниговского
архиепископа и вместе с тем архимандритом Елецкого монастыря.
Попрежнему, и до конца дней преосвященнаго Лазаря, св. Феодосий
сохраняет сыновнее почтение к покровителю своему и учителю.
Но не долго черниговская паства утешалась духовной радостию видеть
предстоящими у Престола Божия двух святителей. 3 сентября 1693
года мирно отошел к Господу 73-х летний старец преосвященный Лазарь,
этот, по словам царя Алексия Михайловича, «радетельный о благе
святой церкви пастырь». Кончина его произвела глубокую скорбь
во всей многолюдной пастве и особенно в любившем его, как сын
отца своего, святителе Феодосии. Все спешили отдать почившему
последний долг молитвами у его гроба. Трогательный чин погребения
совершил над ним святитель Феодосий с сонмом черниговского и прибывшего
из других мест духовенства. Святитель Феодосий послал в Москву
к царю и патриарху иеромонаха Пахомия с известием о печальном
событии, постигшем Черниговскую епархию. Послал царю донесение
также и гетман. В нем он изъявлял перед царем свою скорбь о потере,
постигшей Чернигов, и вместе с тем высказывал утешене, что почившему
Лазарю наследует достойный архипастырь, который «своими добротами
может украсить Церковь».
И царь, и патриарх почтили св. Феодосия своими грамотами, обещая
ему свои милости. Вместе с тем, ему через иеромонаха Пахомия была
послана ставленная грамота и патриаршее наставление устроять дела
во спасение паствы.
Святитель Феодосий в сердце своем запечатлел благочестивые наставления
святейшего патриарха и во все время своей жизни стремился к тому,
чтобы осуществить их на деле. Еще в сане игумена и архимандрита
он явил особую доброту души своей, чем привлек к себе всеобщую
любовь и благорасположение. Еще в сане игумена он прилагал особенные
заботы о спасении вверенных ему чад, заботясь о построении святых
обителей (например, в 1680 году на земле, принадлежавшей Выдубицкому
монастырю, близ города Мозыря устроил скит). Теперь же круг деятельности
его еще более расширился. Он особенно заботился во вверенной ему
пастве развить горячую любовь к Богу и ревность о спасении душ,
которою горела святая душа его. Руководя всех ко спасению и за
всех предстательствуя пред Престолом Всевышнего, он особенно заботится
о развитии жизни подвижнической. Он не только поддерживает существующие
монастыри и благоустрояет их, но и старается об учреждении новых
обителей.
Так, 11 октября 1693 года он дает одной благородной вдове Марии
Сулимовой свой пастырский лист, которым благословляется учреждение
женского Печеницкого монастыря. В следующем году, по благословению
св. Феодосия, основывается еще один монастырь в двух верстах от
Любеча, родины преподобного Антония, учредителя монашескаго жития
на Руси.
Осталось также от времени управления св. Феодосием Черниговской
епархией несколько письменных известий, из которых видна его заботливость
о благосостоянии своих пасомых. Из этих известий видно, что св.
Феодосий был пастырь ревностный, в высшей степени справедливый
и миролюбивый, любвеобильный и нежный в родственной среде, чрезвычайно
внимательный и к нуждам других. Слава о нем пронеслась далеко
за пределы его паствы. В самой Москве имя его произносилось с
особым уважением. Сам патриарх в служении св. Феодосия в церкви
Черниговской видел особый Промысл Божий, благотворящий черниговской
пастве. Еще при жизни его шли к нему из далеких мест люди обездоленные
судьбою, истомленные борьбою с житейскими невзгодами, и святитель
Божий оказывал им свое покровительство и защиту.
Так, в 1694 г. некто Доминик Полубенский (католик) обращается
к нему письменно с просьбой помочь ему перейти в подданство царей
московских, чтобы иметь, затем, возможность обратиться к дедовской
православной вере своих предков. Святитель оказал ему полное свое
содействие, и Полубенский стал православным и поданным Русского
государства. Вот и все, или почти все, что современниками оставлено
для нас о святителе Феодосие.
1696 год был последним годом земной жизни святителя.
Мирно почив о Господе, святитель возлег своим нетленным телом
у входа своего кафедрального храма (ПРИМ. в то время – Борисоглебский
собор. – В.), настраже вечного спасения своей паствы.
Святитель Феодосий, пастырь при жизни своей, по блаженном преставлении
своем не только не оставил своей паствы, но, как истинный угодник
Божий, стал небесным покровителем ее в обильных чудесных исцелениях,
низводя благодать Божию на всех, с верою притекающих к нему.
Двести лет почивали в пещере Борисоглебского Черниговского собора
нетленные мощи святителя. Общее убеждение православной паствы
его давно видело в них великую святыню не Чернигова только, но
и всей земли русской, а в самом святителе, с первых дней по преставлении
его, видело угодника Божия, преудобреннаго архиерея, яко ангела
восхищенна на небо, в Серафимской
пастве пребывающаго. Из разных весьма отдаленных мест стекались
к нему богомольцы, с упованием на молитвенное ходатайство его
пред Богом.
Двухсотлетний период со дня блаженной кончины святителя богат
многочастными и многообразными знамениями и чудесами, которыми,
сам Господь засвидетельствовал святость мощей своего угодника:
исцеления расслабленых, глухих,немых, слепых, есть такие, относительно
которых даже иноверцы и инославные, с презрением ко всему православному
относящиеся, прямо говорили: это истинное чудо.
Многочисленные проявления милости Божией в чудесных исцелениях
по молитвенном призывании благодатной помощи святителя Феодосия,
из которых многие, совершившиеся в близкое к нам время, тщательно,
по поручению Св. Синода, обследованы, а также сохранение нетленным
тела его, послужили основанием горячо желанному и давно жданному
определению Св. Синода:
«Во
блаженной памяти почившаго Феодосия, архиепископа Черниговскаго,
причислить к лику святых, благодатию Божиею православленных, и
нетленное тело его признать святыми мощами. Память святителя праздновать
5 февраля и в день открытия мощей святителя (ПРИМ. т. е. соответственно
18 февраля и 22 сентября н. ст. – В.), а для торжества открытия
мощей святителя, во исполнение ВЫСОЧАЙШЕЙ воли Государя Императора
НИКОЛАЯ II, назначить 9 день сентября текущаго 1896 года». (ПРИМ.
Святитель Феодосий Черниговский был первым святым, прославленным
в царствование Царя-Страстотерпца Николая II. – В.)
Дивное торжество это совершилось, и ознаменовано было оно новыми
чудесами от мощей св. угодника Божия. И теперь Господь Бог, дивный
во святых Своих, неоскудеваемо и преизобильно творит чудеса и
являет благодеяния предстательством святителя Феодосия с верою
притекающим к его святым мощам в тяжких и неизлечимых болезнях,
в трудных обстоятельствах жизни, в душевных скорбях и нуждах житейских.
С разных концов шлет Святая Русь чад своих в старинный наш Чернигов.
Отныне он славен не только славною стариною своею, но и своею
великою святынею для Святой Руси - мощами святителя Феодосия,
Черниговского чудотворца.
(Цитируется по книге: «Картины
церковной жизни Черниговской Епархiи изъ IX вековой ея исторiи»,
ФЛГ «С. В. Кульженко», Киев, 1911 г.)
Подобрать текст о самой иконе или ссылка
на жизнеописание или краткое жизнеописание!
|