|
|
Память святому
23 апреля/6 мая, 3/16 ноября, и 26 ноября/9 декабря. |
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей,
воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе
Бейруте (в древности — Берит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся
среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой,
воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника,
святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана.
Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем
римских богов.
Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество,
он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении
христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя
то, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество
бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и,
объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости.
Речь Георгия была полна сильными и убедительными возражениями
против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа, император
приказал подвергнуть святого различным мучениям.
Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной
на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый
камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял
Господа.
Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости: били святого
воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали
бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все
терпеливо переносил.
Согласно житиям святых, в конце мучений Георгия император Диоклетиан,
спустившись в темницу,
ещё раз предложил истерзанному пытками бывшему командиру его телохранителей
отречься от Христа. Георгий сказал: «Отнесите меня в храм Аполлона».
И когда это было исполнено, Георгий встал в полный рост перед
белокаменной статуей, и все услышали его речь: «Неужели ради тебя
я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как
бог?» При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона крестным
знамением. Взбешенные этим жрецы кинулись избивать Георгия. А
прибежавшая в храм жена императора Александра бросилась к ногам
великомученника и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана.
Диолектиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!»
И Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил
голову на плаху.
Вместе с Георгием приняла мученическую смерть царица Александра,
названная в житии супругой императора Диоклетиана.
Так святой страдалец после 8-дневных мучений ушел ко Христу в
Никомидии в 303-ем году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями,
которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а
также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще
Победоносцем.
Считается, что мощи святого Георгия в настоящее время находятся
в греческой церкви в израильском городе Лод, а глава хранится
в Риме.
На иконах великомученик Георгий изображается сидящим на белом
коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании
и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия.
Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий
в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей
той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая
ящерица — неизвестно.
Суеверные жители той местности для утоления ярости змея начали
регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу.
Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели
к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления
змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом
коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу.
Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением
он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и
обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь,
змей — язычество.
Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием»
(Откр.12:3; 20:2)
Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни
Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная
в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо,
принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом[4].
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца
жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли
скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением
домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе
еще называют — «Юрьев день,» в этот день, до времен царствования
Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Великомученик Георгий — покровитель христолюбивого воинства.
Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу
над дьяволом — «древним змием» (Откр. 12:3, 20:2).
Почитание в России
На Руси с древних времен св. Георгий почитался под именем Юрия
или Егория.
В 1030-ых годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде
монастыри святого Георгия (см. Юрьев монастырь) и повелел по всей
Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября (9 декабря).
В
православии считается покровителем земледелия и скотоводства.
23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) известны под именем весеннего
и осеннего Юрьева дня. Изображения святого Георгия встречаются
издревле на великокняжеских монетах и печатях.
Его изображение включено в древний герб города Москвы.
Почитание в Грузии
Святой Георгий вместе с Богородицей считается небесным покровителем
Грузии и является у грузин самым почитаемым святым.
По местным преданиям, Георгий приходился родственником равноапостольной
Нине, просветительнице Грузии.
Первый храм в честь святого Георгия был построен в Грузии в 335
году царём Мирианом на месте погребения святой Нины, с IX века
строительство церквей в честь Георгия стало массовым.
Житие святого было впервые переведено на грузинский язык в конце
X века. В XI веке Георгий Святогорец при переводе «Великого Синаксаря»
выполнил краткий перевод жития Георгия.
|