Храм свт.Феодосия Черниговского: Икона и житие св. пророка, Предтечи Иоанна Крестителя

Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Библиотека >> Жития святых >> Икона и житие святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Икона и житие св. пророка, Предтечи Иоанна Крестителя

Икона и житие святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Читайте также:
Празднование:
7 /20 января – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
24 февраля / 9 января – первое (IV) и второе (452) обретение главы; третье обретение главы (около 850);
25 мая / 7 июня – Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;
24 июня / 7 июля – рождество;
29 августа / 11 сентября – усекновение главы (около 32 года);
23 сентября / 6 октября – зачатие;
12 октября / 25 октября – перенесение десной руки из Мальты в Гатчину (1799).
"По свидетельству Господню никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух. Но не только дух захватывает, — видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию, и который может послужить каждому из нас примером и образом; потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим его является так часто предтечей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа. И когда нашей жизнью мы посрамляем наше свидетельство, когда, глядя на нас, люди перестают верить и в слова наши, и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную ответственность. Мы не только сами живем в суд себе и в осуждение, но мы других не влечем за собой туда, куда мы призваны их привести: к радости, к той радости, которой Господь нам оставил залог и которой никто не может отнять, но которой никто, кроме Господа, не может дать."
Митрополит Антоний Сурожский

Иоанн Креститель - сын священника и пророка Захарии и праведной Елисаветы, живших в городе Хевроне. Они достигли старости, не имея детей, т.к. Елисавета была неплодна. Однажды во время богослужения в храме явился архангел Гавриил и предсказал Захарии, что у него родится сын - провозвестник ожидаемого Спасителя мира. За сомнения в возможности иметь сына в старости Захария был поражен немотой до времени исполнения слов архангела. Святая Елисавета зачала и по истечении срока родила сына, и по обрезании назвали его Иоанном.
"И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря, и ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа - приготовить пути Ему" (Лк. 1; 67,76)
Родственник Господа Иисуса по матери, Предтеча Господень родился на шесть месяцев раньше Иисуса.

Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Сына Божия.
Иоанн Предтеча сподобился крестить его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя.

Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте пробыл здесь до тридцатого года своей жизни.
«Он жил в пустыне, как на небе, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом».
Одежду носил Предтеча самую простую, жесткую, сшитую из ткани, приготовленной из верблюжьих волос, препоясывая ее кожаным поясом.
В пище соблюдал крайнюю воздержность: пища его состояла только из корней и растений, дикого меда и акрид. Скрываясь в глубине пустыни, ведя жизнь свободную от близких сношений с людьми, ища только общения с Богом, он ожидал, когда Сам Господь призовет его на дело общественного служения.

Зная о строгой и добродетельной жизни Иоанна, услышав о его учении, полном величия и силы, приходили к нему многие жители страны Иудейской и иерусалимляне, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

Сила его проповеди была так велика, приходящего народа для крещения было такое множество, что втайне многие начали думать, что святой Иоанн и есть ожидаемый Мессия.

«Я крещу вас водою, – отвечал на это Иоанн, – но идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16).
Этими словами Иоанн дал ответ на тайные мысли народа о себе и ясно засвидетельствовал что он не Христос, а только слуга и Предтеча Спасителя мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды – Христа Спасителя.

Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Православная Церковь учит, что, приготавливая богоизбранный народ к принятию Спасителя, пророк Иоанн открыто и ясно указал на пришествие в мир Единородного Сына Божия:

«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29).
Святой Предтеча сподобился крестить Иисуса Христа в водах Иордана и был свидетелем явления Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Это событие ясно указало на исполнение ветхозаветного пророчества о пришествии в мир Мессии Христа, о чем сам Креститель Господа сказал:
«Я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34).
Когда же Господь выходил из воды, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. В Евангелии говорится, что при этом был голос с небес:
«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 13, 17).
Следует отметить, что, как говорит свт. Иоанн Златоуст,
«Христос не нуждался в крещении, но крещение имело нужду в силе Христовой. Иисус, войдя в реку Иордан, был погружен в нее рукою Иоанна».

Однажды ученики Иоанна, в простоте своего сердца, обратились в Крестителю со словами: «Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему» (Ин. 3, 24).

Исполненный глубокой мудрости, Иоанн ответил:

«Не может человек ничего принять на себя, если не дано ему с неба. Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех. Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 27-36).

Митрополит Антоний Сурожский:
Свидетельствуя перед людьми о том, ктo он сам есть, Креститель говорит: мне надо умаляться, на нет сходить, для того, чтобы Он вырос в полную меру... Он — только Предтеча, он должен открыть дверь и отойти так, чтобы о нем больше не вспомнили люди, вдруг увидев Христа и всё забыв в этой радости.

Сходить на нет, приготовив путь Господень... Кто из нас это умеет делать? Кто из нас, оживив чью-нибудь душу, хотя бы добрым словом, не хочет остаться в этой радости взаимного общения? Кто, сказав животворное слово, иногда нечаянно, когда Господь нам даёт, не хочет, чтобы вспомнили и никогда не забыли, что было сказано это слово именно им?

А Креститель о себе еще говорит: я — друг жениха... Что это за “друг жениха”? В древности, еврейской как и языческой, у жениха был друг, который заботился обо всем для брака, и который после совершения брака приводил к брачной комнате невесту и жениха, оставался за дверью и сторожил, чтобы никто не прервал их глубокой, таинственной встречи в дивной брачной любви. Он был другом, потому что умел остаться за дверью, остаться за пределом. Радость его была совершенна тем, что радость жениха и невесты теперь была совершенна, они остались вдвоем, и он был защитник этой встречи. Еще скажу: кто из нас умеет так поступить с чужой радостью? Всё сделать, чтобы эта радость случилась, всё сделать, чтобы она воссияла вечным светом, и отойти, уберечь ее, охранить ее, и остаться забытым за закрытой дверью?

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи за то, что пророк Божий открыто обличал Ирода, который, оставив свою супругу, беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой родного брата Филиппа (Лк. 3, 19). Священное Писание повествует, что в день своего рождения Ирод устроил пир, на который пригласил вельмож, старейшин и начальствующих лиц. Дочь Иродиады Соломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность за это царь поклялся дать все, чего девица ни попросит, даже до половины своего царства. Соломия по совету своей матери Иродиады просила дать ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Из-за злых замыслов Иродиады, за бесстрашные обличения беззаконных деяний Ирода, святой Иоанн был усечен мечом в темнице по приказу правителя и закончил свою земную жизнь мученически.
Благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла честную главу Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние.

Спаситель, говоря о пророке Иоанне Предтече, украсил его такими великими похвалами, каких не удостаивался никакой человек.

«Истинно говорю вам, – сказал Господь окружавшему Его народу, – из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11).


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Житие пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 37