Храм свт.Феодосия Черниговского: Икона и житие св. великомученика и целителя Пантелеимона

Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Библиотека >> Жития святых >> Жития святых >> Икона и житие св. великомученика и целителя Пантелеимона

Икона и житие св. великомученика и целителя Пантелеимона

Икона и житие святого великомученика и целителя Пантелеимона
Читайте также:
Память празднуется 27 июля/9 августа.

С древнейших времен святой Пантелеймон считается покровителем врачей.

Молитвы болящих, с верой обращенные к нему, приносят облегчение, исцеляют от физических и духовных недугов.

Св. Пантелеймон жил во времена правления императора Максимиана в Ш веке н.э. в городе Никомидии Вифанской провинции.
Известно, что отец его по имени Евсторгий был знатным человеком языческой веры,
а мать Еввула исповедовала христианство.

При рождении мальчика нарекли именем «Пантолеон», что значит «по всему лев»,
и лишь позднее, когда проявил он в полноте своей целительские и духовные дары,
люди стали называть его «Пантелеймон» — то есть всемилостивый.

Земная жизнь св. Пантелеймона была кратковременной, он принял мученическую смерть, будучи еще совсем юным. Поэтому на иконах он и изображается в лике юноши.

Но сколь сильное воздействие оказал он на современников, что остался в вечной памяти, как целитель, истинный христианин, принявший великое мучение, но не отказавшийся от своей веры, и, наконец, святой, то есть снискавший особую божественную благодать Святого Духа.

Жития Святых повествуют, что св. Пантелеймон получил прекрасное по тем временам образование.
Он обучался эллинской мудрости, проявлял великолепные способности, отличался приятным характером и манерами, был доброго нрава, за что его любили окружающие. Мать воспитывала мальчика в христианских традициях, но рано умерла, и воспитанием сына стал заниматься отец, пытаясь приобщить ребенка к язычеству. Вероятно, в полной мере это ему не удалось, ибо «душа человека по природе своей христианка» (Тертулиан), и материнские уроки глубоко запали в душу еще в раннем детстве.

Лекарскому искусству св. Пантелеймон учился у знаменитого врача Евфросина, услугами которого пользовался сам царь Максимиан, известный гонитель христиан. Царь вскоре обратил внимание на юношу и захотел сделать его в будущем своим придворным врачом.

Поворотным моментом в жизни св. Пантелеймона стала встреча с престарелым пресвитером по имени Ермолай. Старец подолгу беседовал, наставляя юношу, полюбив его как родного.
Вместе с душеспасительными беседами, Пантелеймон получил, видимо,
и какие-то советы в отношении целительства, которое может совершаться по истинной вере во Христа.

Юноша желал проверить на практике это, но какое-то время не предоставлялось случая.
Но однажды, идя от старца, св. Пантелеймон наткнулся на мертвого ребенка, который был ужален большой змеей. Сама змея лежала около умершего.
Увидев это, юноша сперва испугался и отступил в ужасе назад, но потом сказал сам себе:

«Сейчас надо испытать и узнать, истинно ли говорит старец Ермолай».
И, возведя глаза к небу, он произнес:
«Господь Иисус Христос, я недостоин призывать Тебя, но, если Ты желаешь, чтобы я стал рабом Твоим, то яви Свою силу и сделай так, чтобы по имени Твоему мальчик ожил, а ехидна стала мертвой».
И чудо свершилось, мальчик встал живым, ехидна сдохла.Юноша со слезами на глазах стал прославлять и благодарить Бога, после чего крестился у старца Ермолая,
оставаясь после крещения у него еще семь дней.

Особенностью данного случая чудесного исцеления является то, что оно совершилось еще не по полной вере самого целителя и наряду с воскрешением младенца окончательно воскресило душу юного лекаря. Это был своеобразный аванс, если можно так выразиться, и в то же время высший знак доверия и любви к пожелавшему найти истину.

Спустя какое-то время происходит второй случай чудесного исцеления, который, так же, как и первый, излагается по Житиям Святых.
На этот раз к Пантелеймону обратился слепец, окончательно отчаявшийся во врачах, так как на лечение истратил почти все состояние свое, а пользы не получил никакой.
Несчастный, прослышав об искусстве врачевания юноши, стал просить его:

«Умоляю тебя, помилуй меня, ослепшего, не видящего сладкого света: все врачи, находящиеся в этом городе, меня лечили, но не принесли никакой пользы”.
Между тем оказалось, что среди безуспешно лечивших врачей был и Ефросин — учитель св. Пантелеймона. Видя горячую веру несчастного, Пантелеймон берется его лечить и не только исцеляет физический недуг (наступает полное прозрение), но и воскрешает духовно, приобщая к истинной Христовой вере.

Эпизод исцеления в «Житиях Святых” описан так:
«Коснувшись очей слепца, св. Пантелеймон произнес: “Во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего ослепленных, прозри и начни видеть"»
Можно представить, сколько радости было у этого человека, вновь увидевшего свет.
После исцеления бывший слепец (вместе с отцом св. Пантелеймона) принимает крещение.
То, что исцеление произошло полное, а не только физическое, говорит тот факт, что исцеленный не откажется и в будущем от истинной веры и, как и излечивший его, примет за нее м ученическую смерть.

После смерти отца св. Пантелеймон раздает все свое наследство бедным и нуждающимся,
сам же продолжает помогать людям.

«Ему послан был свыше дар исцеления, и он всегда бесплатно лечил больных не столько травами, сколько призыванием имени Иисуса Христа»(«Жития Святых»).

«Он являлся врачом не только болезней, но и нищеты человеческой»(там же).


Все больные из города и ближайших мест, видя такое удивительное искусство врачевания и бескорыстие, стекались за помощью к Пантелеймону.

Из-за зависти других врачей, по их наговорам и за приверженность к христианству,
св. Пантелеймон был заключен императором в темницу.
Его обвиняли в чародействе, волшебстве, отступлении от языческой веры предков.

Мужественный юноша отстаивал христианскую веру и предложил императору устроить своеобразное состязание: принести любого безнадежного больного и предоставить его сначала придворным лекарям, исповедовавшим язычество. Император согласился.
Тогда принесли расслабленного, то есть парализованного, больного, над которым тщетно лекари и жрецы призывали своих богов: кто Асклепия, кто Зевса, кто Диану.
Помощи от них больной не получил никакой.

Тогда Пантелеймон, помолившись, взял за руку страдающего и произнес:
«Во имя Господа Иисуса Христа встань и будь здоров»... Больной тут же выздоровел и встал.

В бессильной злобе император приказал умертвить юношу, на что тот мужественно ответил:

«Умереть за Христа для меня приобретение».
Св. Пантелеймон принял мученическую смерть. Его тело строгали железными когтями,
ребра опаляли горящими свечами, бросали в раскаленное олово, колесовали и,
в конце концов, обезглавили.
Свою смерть он встретил радостно, распевая псалмы.

Целитель Пантелеймон изображен на иконах с небольшим ларцем в левой руке и тоненькой лжицей (ложечкой) в правой. В ларце целебные снадобья. Он знает, которое из них – кому.

Святая глава Пантелеимона до сих пор хранится в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Частицы мощей святого находятся во многих храмах.


Икона св. великомученика и целителя Пантелеимона была подарена Храму свт. Феодосия Черниговского меценатом-коллекционером, пожелавшим остаться неизвестным.


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Житие великомученика и целителя Пантелеимона | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 32