12.
О хранении мира душевного
Надобно всеми мерами стараться, чтобы охранить душевный мир
и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески
удерживаться от гнева и посредством внимания оберегать ум
и сердце от непристойных колебаний.
Оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться
к такому расположению как бы они не до нас касались.
Такое упражнение может доставить нашему сердцу тишину и соделать
его обителию Самого Бога.
Образ такого незлобия мы видим в жизни св. Григория Чудотворца,
от которого некая жена блудница всенародно требовала мзды,
аки бы за грех с нею содеянный; а он ни мало не разгневавшись
на нее, кротко сказал некоему другу своему: даждь скоро ей
цену, колико требует. Жена только что прияла неправедную мзду,
подверглась нападению беса. Святитель же изгнал из нее и беса
молитвою (Чет. Мин. ноябр. 17).
Если же невозможно, чтоб не возмутиться, то, по крайней мере,
надобно удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: «смятохся
и не глаголах» (Пс. 76,5).
В сем случае мы можем взять в образец себе св. Спиридона Тримифунтского
и преп. Ефрема Сирина. Первый (Чет. Мин. дек. 11) так перенес
оскорбление: когда, по требованию греческого царя, входил
он но дворец, то один из слуг, бывших в палате царской, сочтя
его за нищего, смеялся над ним, непускал в палату и даже ударил
его в ланиту.
Св. Спиридон, будучи незлобив, обратил ему, по слову Господню,
и другую (Матф. 5, 39). - Преподобный Ефрем (Чет. Мин. янв.
28) постясь в пустыне, раз лишен был пищи таким образом: ученик
его, неся пищу, нечаянно разбил по дороге сосуд. Преподобный,
увидев ученика печальным, сказал ему: «Не скорби, брате: аще
бо не восхоте прийти к нам пища, то мы пойдем к ней», И как
преподобный пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь,
вкушал ее. Так-то он был безгневен.
А как побеждать гнев, сему можно поучиться из жития Паисия
Великого (Чет. Мин. июня 19), который просил Господа Иисуса
Христа, явившегося ему, чтобы Он освободил его от гнева. И
Спаситель сказал ему: «аще хощеши победити гнев и ярость купно,
ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи».
Чтобы сохранить душевный мир, должно отгонять от себя уныние
и стараться иметь дух радостный, по слову премудрого Сираха,
«многи печаль уби, и несть пользы в ней» (Сир. 30, 25).
Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать
осуждения других. Снисхождением к брату и молчанием сохраняется
мир душевный. Когда в таком устроении бывает человек, то получает
божественные откровения.
Чтобы не впадать в осуждение ближних должно внимать себе,
ни от кого не принимать худых вестей и быть ко всему мертвым.
К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и
спрашивать: где я?
При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно
зрение, служили внутреннему человеку, и не развлекали душу
чувственными предметами: ибо благодатные дарования получают
только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах
своих.
|
|