15.
О слезах
Все святые мира отрекшиеся иноки всю жизнь свою плакали в
чаянии вечного утешения ,по уверению Спасителя мира: «блажени
плачущим, яко тии утешатся» (Матф. 5, 4),
Так и мы должны плакать об оставлении грехов своих. К сему
да убедят нас слова Порфироносного Пророка: «ходящий хождаху
и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию,
взсмлюще рукояти своя* (Пс. 125, 6); и слова Иса ака Сирниа:
омочи ланиты твои плачем очию твоею, да почиет на тебе Святый
Дух, и омыет тя от скверны злобы твоей. Умилостиви Господа
твоего слезами, да иркндёт к тебе (Сл. 68, об отречении от
мира).
Когда мы плачем в молитве и к слезам примешивается смех, то
это от дйавольской хитрости. Трудно постигнуть тайные действия
врага нашего.
У кого текут слезы умиления, у того сердце озаряется лучами
солнца правды - Христа Бога.
16. О покаянии
Желающему спастися всегда должно иметь сердце, расположенное
к покаянию и сокрушенное: «жертва Богу дух сокрушен, сердце
сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс, 50, 19).
В таком сокрушении духа человек с легкостью может безбедно
проходить хитрые козни диавола, коего все силы направлены
к тому, чтобы возмутить дух человека и в возмущении посеять
свои плевелы, по словеси евангельскому: «Господи, не доброе
ли семя сеял еси на селе Твоем? откуду убо плевелы?» Он же
рече: «.враг человек сие сотвори» (Матф. 13, 28).
Когда же человек старается иметь сердце смиренное и мысль
сохранить в мире, тогда все козни вражий бывают бездейственны;
ибо где мир помыслов, там почивает Сам Бог: «в мире сказано,
место Его» (Пс. 75, 3).
Начало покаяния зарождается от страха Божия и внимания к себе,
как говорит св. мученик Вони-фатий (Чет. Мин. дек. 19), страх
Божий есть отец внимания, а внимание - матерь внутреннего
покоя. Страх Господень пробуждает спящую совесть, которая
делает то, что душа, как в некоей воде чистой и невозмущенной,
видит свою некрасоту, и так рождаются начатки и разрастаются
корни покаяния.
Мы всю жизнь грехопадениями своими оскорбляем величество Божие:
а потому и должны всегда со смирением просить у Господа оставления
долгов наших.
Можно ли облагодатствованному человеку по падении восстать
чрез покаяние?
|
|
Можно, по Псаломнику: «превратнхся
пасти, и Господь прият мя» (Пс. 117, 13). Когда св. Пророк
Нафан обличил Давида в грехе его, то он, покаявшись, тут же
получил прощение '(2 Пар. 12, 13).
К сему примером служит и один пустынник, который, пошедши
за водой, при источнике пал в грех. Но, возвратившись в келиго,
он сознал свое согрешение и паки начал проводить жизнь подвижническую,
как прежде. Враг смущал его, представляя ему тяжесть греха,
отрицая возможность прощения и стараясь отвлечь его от подвижнической
жизни; но воин Христов устоял на своем пути. О сем случае
Бог открыл некоему блаженному отцу и велел брата падшего в
грех ублажить за таковую победу над диаволом.
Когда мы искренно каемся во грехах наших и обращаемся ко Господу
нашему Иисусу Христу всем сердцем нашим, Он радуется нам,
учреждает праздник и созывает на него любезные Ему Силы, показывая
им драхму, которую Он обрел паки, т. е. царский образ Свой
и подобие. Возложив на рамена заблудшую овцу, Он приводит
ее ко Отцу Своему. В жилище всех веселящихся Бог водворяет
и душу покаявшегося вместе с теми, которые не отбегали от
Него,
Итак, не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему
скоро, и не предадимся беспечности и отчаянию ради тяжких
и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая
радость диаволу. Оно есть грех к смерти, как гласит Писание
"(I Иоан. 5, 16; Ант. Сл. 77). «Аще не предашься унынию
и нерадению, говорит Варсонофий, то имаши почудитися и прославити
Бога, как Он пременяет тя от еже небыти воеже быти» Т. е.
из грешника в праведника. Отв. 114).
Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не
делать его опять.
Как от всякой болезни есть врачевание, так к всякому греху
есть покаяние.
Итак, несомненно приступай к покаянию, - и оно будет ходатайствовать
за тебя пред Богом.
Непрестанно твори сию молитву преп. Антиоха:
«Дерзая, Владыко, на бездну благоутробня Твоего,
приношу Тебе от скверных уст и нечистых устен молитву сию:
помяни, яко призвася на мне имя святое Твое, и искупил мя
еси ценою крове Твоея,
яко запечатлел мп еси обручением Св. Духа Твоего,
и возвел мя еси от глубины беззаконий моих да не похитит мя
враг,
Иисусе Христе заступи мя и буди ми помощник крепкий в брани,
яко раб есмь похоти и воюем от нея.
Но Ты, Господи, не остави мя на земли повержена во осуждении
дел моих;
свободи мя, Владыко, лукавого рабства миродержителя и усвой
мя в заповедех Твоих.
Путь живота коего, Христе мой, и свет очей моих - лице Твое,
Боже, Владыко и Господи,
возношения очей моих не даждь ми, и похоть злую остави от
мене;
заступи мя рукою Твоею святою. Пожелания и похотствования
да не объимут мя,
и душе безстудной не предаждь мене.
Просвети во мне свет лица Твоего, Господи, да не объимет мене
тма,
и ходящий в ней да не похитят мя.
Не предаждь, Господи, зверем невидимым душу исповедающуюся
Тебе,
Не попусти, Господи, уязвитися рабу Твоему от псов чуждих.
Приятелище Святаго Духа Твоего быти мя сподоби, и дом Христа
Твоего, Отче Святый, созижди мя.
Путеводителю заблудших, путеводствуй мя, да не уклонюся в
шуяя.
Лице Твое, Господи, видети вожделех. Боже, светом лица Твоего
путеводи мя.
Источник слез даруй ми, рабу Твоему, и росу Святаго Твоего
Духа даждь созданию Твоему,
да не изсохну яко смоковница, юже Ты проклял еси: и да будут
слезы питием моим, и молитва моя пищею.
Обрати, Господи, плач мой в радость мне, и приими мя в вечныя
Твоя скинии.
Да постигнет мя милость Твоя, Господи, и щедроты Твоя дя объимет
мя, и отпусти вся грехи моя.
Ты бо еси Бог истинный, отпущаяй беззакония.
И не попусти. Господи, посрамитися делу рук Твоих по множеству
беззаконий моих,
но воззови мя, Владыко, единородным Твоим Сыном, Спасителем
нашим. И воздвигни мя лежащего, яко Левию мытаря, и оживотвори
мя грехми умерщвленнаго, яко сына вдовицы.
Ты бо един еси воскресение мертвых, и Тебе слава подобает
во веки.
Аминь» (Ант. Сл. 77). |
Сцены из жития преподобного Серафима Саровского

|
|