19.
О многословии
Многословия с теми, которые противных с нами нравов, довольно
расстроить внутренность внимательного человека. Но всего жалостнее
то, что от сего может погаснуть тот огонь, который Господь
наш Иисус Христос пришел воврещи на землю сердец человеческих:
ибо ничтоже тако устужает огнь от Св. Духа вдыхаемый в сердце
инока к освящению души, якоже сообращение и многословие и
собеседование, кроме онаго, еже со чады тайн Божних, еже к
возвращению разума Его и приближению (Ис. Сир. Сл. 8).
Особенно же должно хранить себя от обращения с женским полом:
ибо, как восковая свеча, хотя и незажженная, но поставленная
между зажженными растаевает, так и сердце инока от беседования
с женским полом неприметно расслабевает, о чем и Св. Исидор
Пелусиот говорит так: аще (глаголющу Писанию) кия беседы злы
тлят обычаи благи: то беседа с женами, аще и добра будет,
обаче сильна есть растлити внутреннего человека тайно помыслы
скверными, и чистоту сущу телу, пребудет душа осквернена:
что бо твердее есть камене; что же воды мягчает, обаче всегдашнее
прилежание и естество: побеждает аще убо естество, едва недвижимое,
подвизается, и от тоя вещи, юже имать ни во чтоже, страждет
и умаляется: то како воля человеческая, еже есть удобь колеблема,
от обыкновения долгого не будет побеждена и превращена (Исидор
Пелус. письм. 284, и Чет. Мин. в жит. его февр. 4 дня)?
А потому для сохранения внутреннего человека надобно удержать
язык от многоглаголания: «муж бо мудр безмолвие водит» (Притч.
11, 12); и «иже хранит свои уста, соблюдает свою душу» (Притч.
13, 3); и помнить слова Иова: «завет положих очима моима,
да не помышлю на девицу» (Иов. 31, 1), и слова Господа Иисуса
Христа: «всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже
любодействова с нею в сердце своем» (Матф. 5, 28).
Не выслушав прежде другого, отвечать не должно: «иже бо отвещает
слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение» (Притч.
18, 13).
|
|