20.
О распознавании действий сердечных
Когда человек приимет что-либо божественное то радуется в
сердце; а когда днавольское, то входит в смущение. Сердце
христианское, приняв что-либо Божественное, не требует стороннего
убеждения в том, что сие от Господа, но самым тем действием
убеждается, что восприятие его есть небесное: ибо ощущает
в себе плоды духовные: «любы, радость мир, долготерпение,
благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Галат.
5, 22, 23).
А диавол хотя бы преобразился «и в ангела светла» (2 Кор.
11, 14), или представлял мысли самые благовидные сердце все
будет чувствовать какую-то неясность волнение в мыслях и смятение
чувств. Объясняя сие св. Макарий Египетский говорит: «Хотя
бы (сатана) и светлые видения представляя благо обаче действия
подати отнюдь не возможет: чрез что и известный знак его дел
бывает» (Сл. 4, гл. 13).
Итак, по разнообразным действиям сердечным человек может познать,
что есть Божественное и что диавольское, как о сем пишет св.
Григорий Си-наит: «От действа убо возможешь познать возсия-вый
свет в душе твоей, Божией ли есть, или сатанин» (Доброт, ч.
I Григория Син. О безмолвии).
21. О болезнях
Тело есть раб души, а душа - царица; а потому милосердрием
Божннм бьвает и то, когда тело изнуряется болезнями: от сего
ослабевают страсти и человек приходит в себя: да и самая болезнь
телесная рождается иногда от страстей.
Отними грех, и болезней не будет; ибо они бывают в нас от
греха, как сие утверждает св. Василий Великий: «Откуда недуги?
откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг;
душу, а не грех. Что же паче всего полезно и нужно? Соединение
с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любвь сию,
мы отпадаем от Hero, a отпадая, подвергаемся различным и многообразным
недугам». (О том, что Бог не есть причина зла. Стр. 213).
Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется
она вместо подвига, или даже более.
Один старец, страдавший водяного болезнию, говорил братиям,
которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь,
чтобы не подвергся подобный болезни мой внутренний человек:
а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том,
чтобы Он не вдруг освободил меня от нея; ибо, поколику «внешний
наш человек тлеет», потолику «внутренний обновляется» (2 Кор.
4, 16)».
|
|