22.
О милостыне
Должно быть милостиву к убогим и странным, о сем много пеклись
великие светильники и отцы Церкви.
В отношении к сей добродетели мы должны всеми мерами стараться
исполнять следующую заповедь Божию: «будите милосерди якоже
и Отец ваш милосерд есть» (Лук. 6, 36), также: «милости хощу,
а не жертвы» (Матф. 9, 13).
Сим спасительным словам мудрые внимают, а неразумные не внимают;
оттого и награда неодинакова, как сказано: «сеющий скудостию,
скудостию и пожнут; сеющие же о благословении, о благословении
и пожнут» (2 Кор. 9, 6).
Пример Петра Хлебодава (Чет. Мин. сент. 22), который за кусок
хлеба, поданный нищему, получил прощение во всех его грехах,
как это было показано ему в видении, - да подвигнет нас к
тому, чтобы и мы были милостивы к ближним: ибо и малая милостыня
много способствует к получению Царства Небесного.
Творить милостыню мы должны с душевным благорасположением,
по учению св. Исаака Сирина: «аще даси что требующему, да
предварит даяние твое веселие лица твоего и словесы благими
утешай.
23. О помыслах и плотских движениях
Мы должны стараться быть свободными от помыслов нечистых,
особенно, когда приносим молитву Богу. Ибо нет единения между
смрадом и благовонием. Для сего нужно отражать первое нападение
греховных помыслов и движений и рассеивать их от земли сердца
нашего. Пока дети вавилонские т. е. движения и помыслы злые,
еще младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень, который
есть Христос; особенно же нужно сокрушать следующие три страсти:
- чревоугодие, сребролюбие л тщеславие, которыми ухищрялся
диавол искушать даже Самого Господа нашего Иисуса Христа в
конце подвигов Его в пустыне.
Диавол, как лев, скрываясь в ограде своей (Пс. 9, 30), тайно
расставляет нам сети нечистых и нечестивых помыслов. Итак
немедленно, как только увидим, надобно расторгать их посредством
благочестивого размышления и молитвы.
Требуется подвиг и великая бдительность, чтобы во время псалмопения
ум наш согласовался с сердцем и устами, дабы в молитве нашей
к фимиаму не примешивалось зловоние. Ибо Господь гнушается
сердцем с нечистыми помыслами. Закон говорит: «не ори юнцем
и ослятем» (Второз. 20, 10), т. е. с помыслом чистым и нечистым
не приноси молитвы. |
|
Будем подражать Давиду, который
говорит: «во утриях избивах вся грешныя земли, еже потребити
от града Господня вся делающия беззаконие» (Пс. 100, 8). Законом
запрещено было нечистому входить в дом Господа. Дом сей -
мы, и Иерусалим внутрь нас. «Грешные земли» - суть кроющиеся
в сердце нашем змиевидные помыслы. Будем и мы с ним взывать
ко Господу: «устрой душу мою от злодейства их» (Пс. 34, 17),
«расточи языки, хотящия бранем» (Пс. 67, 31), дабы и нам услышать:
«в скорби призвал Мя еси, и избавих тя» (Пс. 80, 8).
Будем непрестанно, день и ночь, со слезами повергать себя
пред лицем благости Божией, да очистит Он сердца наши от всякого
злого помышления, чтобы мы достойно могли проходить путь звания
нашего и чистыми руками приносить Ему дары служения нашего.
Ежели мы не согласны со влагаемыми от диавола злыми помышлениями,
то мы добро творим.
Нечистый дух только на страстных имеет сильное влияние; а
к очистившимся от страстей приражается лишь со стороны, или
внешно.
Человеку в молодых летах не можно не возмущаться от плотских
помыслов.
Но должно молиться Богу, да потухнет искра порочных страстей
при самом начале.
Тогда не усилится пламень. |
Сцены из жития преподобного Серафима Саровского

|
|