Храм свт.Феодосия Черниговского: Наставления св. преподобного Серафима Саровского. О неосуждении

Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Духовная сокровищница >> Наставления св. прп. Серафима Саровского >> О неосуждении ближнего и прощении обид

Наставления св. преподобного Серафима Саровского

Икона  преподобного Серафима Саровского26. О неосуждении ближнего и прощении обид

Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: «не судите да несудими будете» Щатф. 7, 1); «ты кто еси, судяй чуждему рабу? своему Господеви стоит или падает, станет же: силен бо есть Бог поставити его» (Рим. 14, 4), Гораздо лучше всегда приводить себе на память сии Апостольские слова: «мняйся стояти, да блюдется, да не падет» '(I Кор. 10, 12).
Ибо неизвестно, сколько времени мы можем пребывать в добродетели, как говорит Пророк, опытом сие догнавший: «рех по обилии моем: не подвижуся во век. Отвратил же сси лице Твое, и бых смущен» (Пс. 29, 7, 8).

За обиду, какова бы она ни была, не должно отмщать, но, напротив, прощать обидчика от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: «аще не отпущаете человеком согрешений их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших (Матф. 6, 15); «молитеся за творящих вам напасть» (Матф. 5, 44).
Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему-враждующему, но должно любить его и, сколько можно, творить ему добро, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа: «любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» (Матф. 5, 44),
Итак, если мы будем, сколько есть сил стараться все сие исполнять, то можем надеяться, что в сердцах наших воссияет свет Божественный, озаряющий нам путь к горнему Иерусалиму.
Поревнуем возлюбленным Божиим: поревнуем кротости Давида, о котором преблагий и любоблагий Господь сказал: «нашел Я мужа по сердцу Моему, который исполнит все хотения Мои». Так Он говорит о Давиде незлопамятном и добром ко врагам своим. И мы не будем делать ничего в отмщение брату нашему, дабы, как говорит преп. Ан-тиох, не было остановки во время молитвы. Закон велит заботиться об осле врага (Исх. 23, 5). Об Иове свидетельствовал Бог, как о человеке незлобивом (Иов. 2, 3); Иосиф не мстил братиям, которые умыслили на него зло; Авель в простоте и без подозрения пошел с братом своим Каином.

По свидетельству слова Божия, святые все жили в незлобии. Иеремия, беседуя с Богом (Иер. 18, 20), говорит о гнавшем его Израиле: «егда воздаются злая за благая? Помяни стоящего мя пред Тобою, еже глаголати за них благая» (Ант. ел. 52).
Бог заповедал нам вражду только против змия, т. е. против того, кто изначала обольстил человека и изгнал из рая - против человекоубийцы - диавола. Повелено нам враждовать и против Мадианитян, т. е. против нечистых духов и блуда и студодеяния, которое сеют в сердце нечистые и скверные помыслы.
Читайте также:
  1. О Боге
  2. О Вере
  3. О надежде
  4. О любви к Богу
  5. О страхе божьем
  6. Об отречении от мира
  7. О безмолвии
  8. О внимании к самому себе
  9. О попечении о душе
  10. Чем должно снабдевать душу
  11. О мире душевном
  12. О хранении мира душевного
  13. О подвигах
  14. О свете Христовом
  15. О слезах
  16. О покаянии
  17. О посте
  18. О хранении ума
  19. О многословии
  20. О распознавании действий сердечных
  21. О болезнях
  22. О милостыне
  23. О помыслах и плотских движениях
  24. О терпении и смирении
  25. О должностях и любви к ближним
  26. О неосуждении ближнего и прощении обид
  27. Против излишней попечительности
  28. О печали
  29. Об отчаянии
  30. О причинах пришествия в мир Иисуса Христа
  31. О жизни деятельной и умозрительной
Предел добродетели и мудрости есть бесхитростное действование с разумом.
Отчего мы осуждаем братии наших? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя, и перестанешь осуждать других.

Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай,

Самих себя должно нам считать грешнейшими всех, и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его. Случается же, что нам кажется, другой делает худо, а в самом деле, по благому намерению делающего, это хорошо. Притом дверь покаяния всем отверста, и неизвестно, кто прежде войдет в нее - ты ли осуждающий, или осуждаемый тобою.

Если осуждаешь ближнего, учит преп. Антиох. то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь. Судить или осуждать не нам надлежит, но единому Богу и Великому Судии, ведущему сердца наша и сокровенная страсти естества (Ант. Сл. 49).
Итак возлюбленные, не будем наблюдать за чужими грехами и осуждать других, чтобы не услышать: «сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы и язык их меч остр» (Пс. 56, 5).
Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, яко мельничный жернов зерно пшеничное.

Сцены из жития преподобного Серафима Саровского

Сцены из жития преподобного Серафима Саровского


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
О неосуждении ближнего и прощении обид | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 175