Храм свт.Феодосия Черниговского: Наставления св. преподобного Серафима Саровского.

Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Духовная сокровищница >> Наставления св. прп. Серафима Саровского >> О жизни деятельной и умозрительной

Наставления св. преподобного Серафима Саровского Наставления св. преподобного Серафима Саровского

Икона  преподобного Серафима Саровского31. О жизни деятельной и умозрительной

Человек состоит из души и тела, а потому и путь жизни его должен состоять из действий телесных и душевных - из деяния и умосозерцания.

Путь деятельной жизни составляют:- пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и прочие телесные подвиги, составляющие тесный путь и прискорбный, который, по слову Божию, «вводит в живот вечный» (Матф. 7, 14).

Путь умосозерцательной жизни состоит в возвышении ума ко Господу Богу, в сердечном внимании, умной молитве и созерцании чрез таковые упражнения вещей духовных.

Всякому, желающему проходить жизнь духовную, должно начинать от деятельной жизни, а потом уже приходить и в умосозерцательную: ибо без деятельной жизни в умосозерцательную придти невозможно.

Деятельная жизнь служит ко очищению нас от греховных страстей и возводит нас па степень деятельного совершенства; а тем самым пролагает нам путь к умосозерцательной жизни. Ибо одни токмо очистившиеся от страстей и совершенные к оной жизни приступать могут, как сие видеть можно из слов Священного Писания: «блажени чистии сердцем яко тии Бога узрят» (Матф. 5, 8), и из слов св. Григория Богослова (в слове на Св. Пасху): к созерцанию могут безопасно приступать только совершеннейшие по своей опытности.

Так и Церковь, ублажая святителя Николая, воспевает: Молчаньми прежде и бореиьми с помыслы, деянию Богомыслие приложил еси. Богомыслием же разум совершен стяжал еси, имже дерзновенно с Богом и Ангелы беседовал еси (Акаф. св. Николаю. Конд. 10).
Читайте также:
  1. О Боге
  2. О Вере
  3. О надежде
  4. О любви к Богу
  5. О страхе божьем
  6. Об отречении от мира
  7. О безмолвии
  8. О внимании к самому себе
  9. О попечении о душе
  10. Чем должно снабдевать душу
  11. О мире душевном
  12. О хранении мира душевного
  13. О подвигах
  14. О свете Христовом
  15. О слезах
  16. О покаянии
  17. О посте
  18. О хранении ума
  19. О многословии
  20. О распознавании действий сердечных
  21. О болезнях
  22. О милостыне
  23. О помыслах и плотских движениях
  24. О терпении и смирении
  25. О должностях и любви к ближним
  26. О неосуждении ближнего и прощении обид
  27. Против излишней попечительности
  28. О печали
  29. Об отчаянии
  30. О причинах пришествия в мир Иисуса Христа
  31. О жизни деятельной и умозрительной
К умозрительной жизни приступать должно со страхом и трепетом с сокрушением сердца и смирением со многим испытанием Святых Писаний и, если можно найти, под руководством какого-либо искусного старца, а не с дерзостию и самочинием: дерзый бо и прозорливый, по словам Григория Синаита (О прелести и о иных многих предлогах Доброт, част. 1-я), паче достоинства своего взыскав, с кичением понуждается до того прежде времени доспети. И паки: аще мечтает кто мнением высокая достигнута, желание саташшо, а не истину стяжав, - сего днавол своими мрежами удобь уловляет яко своего слугу.
Если же ие можно найти наставника, могущего руководствовать к умосозерцательной жизни: то в таком случае должно руководствоваться Священным Писанием, ибо Сам Господь повелевает нам учиться от Священого Писания, глаголя: «испытайте Писания, яко вы мните в них имети живот вечный» (Иоан. 5, 39).

Также должно тщательно прочитывать отеческие писания и стараться, сколько можно, по силе исполнять то, чему научают оные, и таким образом, мало-по-малу от деятельной жизни восходить к совершенству умосозерцательной.
Ибо, по словам св. Григория Богослова (Слово на Св. Пасху), самое лучшее дело, когда мы каждый сам собою достигаем совершенства и приносим призывающему нас Богу жертву живую, и всегда и во всем освящаемую.

Не должно оставлять деятельную жизнь и тогда, когда бы в ней человек имел преспеяние и пришел бы уже в умосозерцательную; ибо она содействует умосозерцательной жизни и ее возвышает.

Проходя путь внутренней и умосозерцательной жизни, не должно ослабевать и оставлять оного потому, что люди, прилепившиеся ко внешности и чувственности, поражают нас противнотию своих мнений в самое чувство сердечное, и всячески стараются отвлечь нас от прохождения внутреннего пути, поставляя нам на оном различные препятствия: ибо, по мнению учителей церковных (блаж. Феодорита толк, на Песнь песней), умосозерцание вещей духовных предпочитается познанию вещей чувственных.

А потому никакими противностями в прохождении cere пути колебаться не должно, утверждаясь в сем случае на слове Божием: «страха же их не убоимся, ниже смутимся, яко с нами Бог, Господа Бога нашего освятим» в седечной памяти Его Божественного имени, «и Той будет нам в страх» (Ис. 8, 12, 13).

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
О жизни деятельной и умозрительной | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 39