 4.
О любви к Богу
Стяжавши совершенную любовь к Богу существует в жизни сей
так, как бы не существовал,
ибо считает себя чуждым для видимого, с терпением ожидая невидимого.
Он весь изменился в любовь к Богу и оставил все другие привязанности.
Кто себя любит, тот любить Бога не может. А кто не любит себя
ради любви к Богу, тот любит Бога.
Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем
на земле сей:
ибо в своем стремлении к Богу душою и умом созерцает только
Его одного.
Душа, исполненная любви к Богу, и во время исхода своего из
тела, не убоится князя воздушного,
но с ангелами возлетит, как бы от чужой страны, на родину.
5. О страхе божьем
Человек, решившийся проходить путь внутреннего внимания, прежде
всего должен иметь страх Божий,
который есть начало премудрости.
Пусть будут в уме его всегда напечатленны сии пророческие
слова: «работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом»
(Пс. 2, 11).
Он должен проходить путь свой с крайнею осторожностию и благоговением
ко всему священному, а не небрежно, в противном случае нужна
опасаться, чтоб не отнеслось к нему сие страшное определение
Божие: «проклят человек, творяй дело Господне с небрежением»
(Иерем, 48, 10).
Благоговейная осторожность здесь нужна потому, что сие море-
(т, е. сердце с своими помыслами и желаниями, которое должно
очистить посредством внимания) велико и пространно: «тамо
гади, имже несть числа», т. е; в нем гнездятся многие помыслы
суетные, неправые и нечистые, -
порождения злых духов.
Бойся Бога,- говорит Премудрный, - и заповеди Его храни» (Еккл.
12, 13).
А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело
твое будет всегда хорошо.
Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему все делать будешь хорошо.
А диавола не бойся: кто боится Бога, тот одолеет диавола:
для того днавол бессилен.
Два вида страха:
если не хочешь делать зла, то бойся Господа, и не делай;
если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай.
Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится
от всех забот житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда
движет его страх Божий и влечет к любви благости Божией. |
|