8.
О внимании к самому себе
Проходящий путь внимания не должен верить одному только сердцу
своему, по сердечные свои действия и самую жизнь поверять
с законом Божиим и с деятельною жизнию подвижников благочестия,
такой же подвиг проходивших. Сим средством удобнее можно и
от лукавого избавиться и истину узреть яснее.
Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж или
неусыпный хранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте
духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие
и приражающиеся в душе его противные силы, по словам Псалмопевца:
«и на враги моя воззре око мое» (Пс. 53, 9)
От ока его не скрыт диавол, «яко лев рыкающий,иский кого поглотити»
(I Петр. 5, 8), и те, которые напрягают «лук свой состреляти
во мраце правый сердцем» (Пс. 10, 2).
По учению свв. отцев, при каждом человеке находятся два ангела:
один добрый, другой злой. Ангел добрый тих, кроток и безмолвен.
Когда он войдет в сердце человека, то говорит с ним о правде,
чистоте, честности, спокойствии, о всяком благом деле и о
всякой добродетели. Когда почувствуешь это в сердце твоем,
очевидно, в тебе находится ангел правды. А дух лукавый острожелчен,
жесток и безумен. Когда он войдет в сердце твое, то узнавай
это по делам его (Ант. Сл. 61).
Внимай себе, возлюбленный, говорит Исаак Сирии, и при непрестанном
делании, имей пред глазами и приключающиеся тебе скорби, и
место пустыни, в которой живешь, и тонкость ума своего вместе
с грубостию своего познания, и продолжительность безмолвия
вместе со многими врачевствами. т. е. искушениями, какие наводятся
на тебя то истинным Врачем ко здравию внутреннего человека,
то иногда и бесами, и состоят иногда в болезнях н трудах телесных,
иногда в ужасающих помышлениях души твоей, и в страшных напоминаниях
о том, что будет при конце; иногда прививаются и обвязываются
благодатная теплота и сладкие слезы, и духовная радость, и
подобное. И теперь, но всех ли этих обстоятельствах совершенно
видишь, что язва твоя начала подживать и закрываться, т, е.
страсти стали ослабевать? Положи примету и непрестанно входи
сам в себя, и смотри, какие страсти, по твоему замечанию,
изнемогли пред тобой, какие истребились и совершенно оставили
тебя, какие начали умолкать вследствие выздоровления души
твоей, а не удаления только того, что возбуждало их, и какие
научился одолевать разумом своим, а не одним лишением себя
причин страсти.
|
|
И еще вникай совершенно ли видишь
что и гниющей язве твоей начала наростать живая плоть, т.
е, мир душевный; и какие страсти преследуют тебя одна за другою
последовательно а стремительно, и чрез какой промежуток времени;
телесные ли или душевные это страсти или сложные и смешанные
и проходят ли в памяти только, как слабые, или сильно восстают
на душу и как восстают: властительски ли яко тать; как смотрит
на них царь - ум, этот властитель чувств: вступает ли с ними
в брань, когда выступят вперед и объявят войну, и доводят
ли их до бессилия своею крепостию, или, и видя, не видит их
вовсе и не занимается ими ; и какие остались из старых страстей,
и какие вновь образовались; притом, возникают ли страсти в
живых образах, или в чувстве - без живых образов, и в памяти
без страстного движения, без размышления о них и без раздражения.
И по этому можно узнавать меру душевного здравия (Исаак Сир.
ел. 45).
А потом таковый человек, следуя учению божественного Павла,
«принимает вся оружия Божия, да возможет противится в день
лют» (Ефес. 6, 13), и сими оружиями, при содействии благодати
Божией, оотражает видимые приражения и побеждает невидимых
ратников.
Мы видим пример такового духовного бодрствования в Иове многострадальном,
коем св. Церковь воспевает так: «богатство видев добродетелей
Иовлих, украсти козпстсоваше праведных враг, и растерзав столп
телесе, сокровище не украде духа: обрете бо вооруженну иепорочнаго
душу» (Тропарь мая 6-го).
Проходящий путь сей не должен внимать посторонним слухам,
от которых голова может быть наполнена праздными и суетными
помыслами и воспоминаниями; но должен быть внимателен к себе.
Особенно на сем пути наблюдать должно, чтоб не обращаться
на чужие дела, не мыслить и не говорить о них, по псаломнику:
«не возглаголют уста моя дел человеческих» (Пс. 16, 4);
а молить Господа: «от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади
раба Твоего (Пс. 18, 13, 14).
Чтобы сохранить внимание, надобно уединяться в себя, по глаголу
Господню: «никого же на пути целуйте» (Лук. 10, 4), без нужды
не говорить, разве бежит кто за тобой, чтоб услышать полезное.
|
Сцены из жития преподобного Серафима Саровского
|
|