Храм свт.Феодосия Черниговского: Наставления св. прп. Серафима Саровского.О внимании к самому себе

Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Духовная сокровищница >> Наставления св. прп. Серафима Саровского >> О внимании к самому себе

Наставления св. преподобного Серафима Саровского Наставления св. преподобного Серафима Саровского

Икона  преподобного Серафима Саровского8. О внимании к самому себе

Проходящий путь внимания не должен верить одному только сердцу своему, по сердечные свои действия и самую жизнь поверять с законом Божиим и с деятельною жизнию подвижников благочестия, такой же подвиг проходивших. Сим средством удобнее можно и от лукавого избавиться и истину узреть яснее.

Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж или неусыпный хранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие и приражающиеся в душе его противные силы, по словам Псалмопевца: «и на враги моя воззре око мое» (Пс. 53, 9)

От ока его не скрыт диавол, «яко лев рыкающий,иский кого поглотити» (I Петр. 5, 8), и те, которые напрягают «лук свой состреляти во мраце правый сердцем» (Пс. 10, 2).

По учению свв. отцев, при каждом человеке находятся два ангела: один добрый, другой злой. Ангел добрый тих, кроток и безмолвен. Когда он войдет в сердце человека, то говорит с ним о правде, чистоте, честности, спокойствии, о всяком благом деле и о всякой добродетели. Когда почувствуешь это в сердце твоем, очевидно, в тебе находится ангел правды. А дух лукавый острожелчен, жесток и безумен. Когда он войдет в сердце твое, то узнавай это по делам его (Ант. Сл. 61).
Внимай себе, возлюбленный, говорит Исаак Сирии, и при непрестанном делании, имей пред глазами и приключающиеся тебе скорби, и место пустыни, в которой живешь, и тонкость ума своего вместе с грубостию своего познания, и продолжительность безмолвия вместе со многими врачевствами. т. е. искушениями, какие наводятся на тебя то истинным Врачем ко здравию внутреннего человека, то иногда и бесами, и состоят иногда в болезнях н трудах телесных, иногда в ужасающих помышлениях души твоей, и в страшных напоминаниях о том, что будет при конце; иногда прививаются и обвязываются благодатная теплота и сладкие слезы, и духовная радость, и подобное. И теперь, но всех ли этих обстоятельствах совершенно видишь, что язва твоя начала подживать и закрываться, т, е. страсти стали ослабевать? Положи примету и непрестанно входи сам в себя, и смотри, какие страсти, по твоему замечанию, изнемогли пред тобой, какие истребились и совершенно оставили тебя, какие начали умолкать вследствие выздоровления души твоей, а не удаления только того, что возбуждало их, и какие научился одолевать разумом своим, а не одним лишением себя причин страсти.
Читайте также:
  1. О Боге
  2. О Вере
  3. О надежде
  4. О любви к Богу
  5. О страхе божьем
  6. Об отречении от мира
  7. О безмолвии
  8. О внимании к самому себе
  9. О попечении о душе
  10. Чем должно снабдевать душу
  11. О мире душевном
  12. О хранении мира душевного
  13. О подвигах
  14. О свете Христовом
  15. О слезах
  16. О покаянии
  17. О посте
  18. О хранении ума
  19. О многословии
  20. О распознавании действий сердечных
  21. О болезнях
  22. О милостыне
  23. О помыслах и плотских движениях
  24. О терпении и смирении
  25. О должностях и любви к ближним
  26. О неосуждении ближнего и прощении обид
  27. Против излишней попечительности
  28. О печали
  29. Об отчаянии
  30. О причинах пришествия в мир Иисуса Христа
  31. О жизни деятельной и умозрительной
И еще вникай совершенно ли видишь что и гниющей язве твоей начала наростать живая плоть, т. е, мир душевный; и какие страсти преследуют тебя одна за другою последовательно а стремительно, и чрез какой промежуток времени; телесные ли или душевные это страсти или сложные и смешанные и проходят ли в памяти только, как слабые, или сильно восстают на душу и как восстают: властительски ли яко тать; как смотрит на них царь - ум, этот властитель чувств: вступает ли с ними в брань, когда выступят вперед и объявят войну, и доводят ли их до бессилия своею крепостию, или, и видя, не видит их вовсе и не занимается ими ; и какие остались из старых страстей, и какие вновь образовались; притом, возникают ли страсти в живых образах, или в чувстве - без живых образов, и в памяти без страстного движения, без размышления о них и без раздражения. И по этому можно узнавать меру душевного здравия (Исаак Сир. ел. 45).

А потом таковый человек, следуя учению божественного Павла, «принимает вся оружия Божия, да возможет противится в день лют» (Ефес. 6, 13), и сими оружиями, при содействии благодати Божией, оотражает видимые приражения и побеждает невидимых ратников.

Мы видим пример такового духовного бодрствования в Иове многострадальном, коем св. Церковь воспевает так: «богатство видев добродетелей Иовлих, украсти козпстсоваше праведных враг, и растерзав столп телесе, сокровище не украде духа: обрете бо вооруженну иепорочнаго душу» (Тропарь мая 6-го).
Проходящий путь сей не должен внимать посторонним слухам, от которых голова может быть наполнена праздными и суетными помыслами и воспоминаниями; но должен быть внимателен к себе.

Особенно на сем пути наблюдать должно, чтоб не обращаться на чужие дела, не мыслить и не говорить о них, по псаломнику: «не возглаголют уста моя дел человеческих» (Пс. 16, 4);
а молить Господа: «от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс. 18, 13, 14).

Чтобы сохранить внимание, надобно уединяться в себя, по глаголу Господню: «никого же на пути целуйте» (Лук. 10, 4), без нужды не говорить, разве бежит кто за тобой, чтоб услышать полезное.

Сцены из жития преподобного Серафима Саровского

Сцены из жития преподобного Серафима Саровского


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Наставления преподобного Серафима Саровского. О внимании к самому себе | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 33