Храм свт.Феодосия Черниговского: Наставления св. прп. Серафима Саровского.О попечении о душе

Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Духовная сокровищница >> Наставления св. прп. Серафима Саровского >> О попечении о душе. Чем должно снабдевать душу

Наставления св. преподобного Серафима Саровского Наставления св. преподобного Серафима Саровского

Икона  преподобного Серафима Саровского9. О попечении о душе

Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа его бессмертна и попечение наше должно относиться более к душе, нежели к телу: «кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою» (Матф. 16, 26), за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом?

Если одна душе сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже Царство Небесное. Душу же почитаем драгоценнее всего по той причине, как говорит Макарий Великий, что Бог ни с чем не благоволил сообщиться и содиниться Своим духовным естеством, ни с каким видимым созданием, но с одним человеком, которо-го возлюбил более всех тварей Своих (Макар. Велик. Сл. о свободе ума. Гл. 32).

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский и прочие от юности до конца жизни были девственники; вся жизнь их была обращена на попечение о душе, а не о теле. Так и нам все старание должно иметь о душе, тело же подкреплять для того только, чтоб оно способствовало к подкреплению духа.
Если самовольно изнурить свое тело до того, что изнурится и дух, то таковое удручение будет безрассудное хотя бы сие делалось для снискания добродетели.

Буде же Господу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения.
Итак, пусть будут болезни не от нас самих, но от Бога.

10. Чем должно снабдевать душу

Если хочешь устроить дом души своея, говорит преподобный Варсонофий, то прежде приготовь вещество и все потребное, чтобы художнику оставалось придти и устроить.

Потребное для такового здания суть твердая вера для устроения стен; деревянные окончины вводящие свет солнечный, который бы освещал дом, чтобы не было в нем ни малейшей темноты.

Оконца деревянные суть пять чувств, честным Крестом Христовым утвержденные, вводящие свет мысленного солнца правды и не позволяющие оставаться в дому твоем ни малейшей темноте врага и доброненавистника твоего.
Читайте также:
  1. О Боге
  2. О Вере
  3. О надежде
  4. О любви к Богу
  5. О страхе божьем
  6. Об отречении от мира
  7. О безмолвии
  8. О внимании к самому себе
  9. О попечении о душе
  10. Чем должно снабдевать душу
  11. О мире душевном
  12. О хранении мира душевного
  13. О подвигах
  14. О свете Христовом
  15. О слезах
  16. О покаянии
  17. О посте
  18. О хранении ума
  19. О многословии
  20. О распознавании действий сердечных
  21. О болезнях
  22. О милостыне
  23. О помыслах и плотских движениях
  24. О терпении и смирении
  25. О должностях и любви к ближним
  26. О неосуждении ближнего и прощении обид
  27. Против излишней попечительности
  28. О печали
  29. Об отчаянии
  30. О причинах пришествия в мир Иисуса Христа
  31. О жизни деятельной и умозрительной
Потом требуется покров, да ни «во дни солнце не ожжет тебе ниже луна нощию» (Пс. 120, б).
Покров скрепляется любовию к Богу, которая бы, покрывая дом, никогда не падала и не позволяла «заходить солнцу во гневе твоем», дабы не увидеть его обличающим тебя в день судный и жгущим в огне геенском, и луну, свидетельствующую о нощ-ном нашем унынии и лености.

Наконец, требуется дверь, вводящая в дом и хранящая живущего в нем.
Разумей мысленную дверь - Сына Божия, Который говорит: «Аз есмь дверь».
Если так устроишь дом души своей и в нем не будет ничего неприличного и неугодного Богу,
то Он придет с благословенным Отцем и Духом Святым и обитель у тебя сотворит и научит тебя,
что такое мир души, просветив сердце твое радостию неизглаголанною (Вар, Отв. 171).

Душу снабдевать надобно словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов,
есть хлеб Ангельский, имже питаются души, Бога алчущие.
Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири;
Евангелие и Послания Апостолов должно читать стоя пред св. иконами, а псалмы можно читать сидя.
От чтения Св. Писания бывает просвещение в разуме, который оттого изменяется изменением Божественным.

Надобно так обучать себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, по руководству которого должно устроять и жизнь свою.

Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно.
За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостию, но исполнит его дара разумения.

Когда же человек снабдит душу свою словом Божиим, тогда исполняется разумением того, что есть добро, и что есть зло.
Чтение слова Божия должно быть производимо в уединении для того, чтобы весь ум читающего углублен был в истины Священного Писания, и принимал от Бога в себя теплоту, которая в уединении производит слезы; от них человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова.

Телесный труд и упражнение в божественных Писаниях, учит преподобный Исаак Сирии, охраняют чистоту, а труд подкрепляется надеждою и страхом.

Надежду же и страх производят в уме удаление от людей и непрестанная молитва.
Пока не примет Утешителя, человек имеет нужду в божественных Писаниях, чтобы воспоминание о благах напечатлевалось в уме его и от непрестанного чтения обновлялось в нем стремление ко благу и охраняло душу его от топких путей греха; - имеет нужду потому, что не приобрел еще силы Духа, которая удаляет заблуждение, берет в плен душеполезные припоминания и приближается к той холодности, какая бывает при рассеянности ума.

Ибо когда сила Духа низойдет на душевную силу, действующую в нем, тогда вместо закона Писания укореняются в сердце заповеди Духа; и тогда он втайне бывает наставляем Духом и не имеет нужды в помощи чего-либо чувственного. А пока сердце учится через вещественное, вслед за учением идет заблуждение и забвение.

А когда учение идет от Духа, тогда память соблюдается невредимою. (Исаак Сир. Сл. 58).

Следует также снабдевать душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется,
и что терпела она в то или другое время, - знать же сие не для того, чтоб желать управлять людьми,
но на случай могущих встретиться вопрошений, также - для убеждения и утешения свого духа.

Более же всего делать это должно собственно для себя, чтоб приобрести мир душевный, по учению Псаломника: «мир мног любящим закон Твой, Господи» (Пс, 118, 165).

Сцены из жития преподобного Серафима Саровского

Сцены из жития преподобного Серафима Саровского


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Наставления Серафима Саровского. О попечении о душе. Чем должно снабдевать душу | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 22