о имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос Спаситель совершил Свое Божественное дело для того, чтобы даровать нам Жизнь Вечную.
Что же Жизнь Вечная? Сам Христос Спаситель это объясняет.
Он говорит:
«Сия же есть Жизнь Вечная, да знают Тебя, единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Xриста» (Ин. 17,3).
В этом заключается Вечная Жизнь. В этом заключается религиозная жизнь.
В этом заключается жизнь с Богом, и она выражается, прежде всего, в нашей вере.
Сперва эта вера исповедуется только в нескольких словах.
Так, например, святой Апостол Петр сказал Христу:
«Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16).
И Христос немедленно подтверждает, что это вера истинная.
На исповедание Петра Он отвечает:
«... не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф.16, 17).
И святой Апостол Петр понял, что он находится в живом общении с Отцом и Сыном.
Постепенно Христос Спаситель стал открывать своим ученикам Духа Святого.
Сперва образно, как бы в притче, Он сказал:
«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38).
Живая вода есть образ Святого Духа.
Поэтому Евангелист объясняет дальше:
«Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 39).
Христос Спаситель показывает, что Дух Святой уже видимо действует среди людей в чудесах, совершаемых Им, в особенности — в исцелении бесноватых.
Он говорит:
«Я Духом Божиим изгоняю бесов» (Мф. 12, 28).
А потом в прощальной беседе со своими учениками Он прямо, без притчи, обещает дать Духа Святого Своим ученикам.
Он говорит:
«Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14, 16-17) и «когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16, 13).
Поэтому святым Апостолам была уже совершенно понятна заповедь Господа, данная им перед Его Вознесением:
«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).
Прошло только десять дней со дня Вознесения Господня, и Церковь получила изобильнейшие дары Святого Духа, Который сошел на Апостолов явно в тот момент, когда
«внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2, 2-3).
Далее пошли годы и годы. Веками продолжалась, и до сих пор идет, история Церкви. Апостольская вера пламенела в сердцах христиан.
За нее они нередко и муки терпели и жизнь отдавали.
В то же время возникли и ереси, которые пытались исказить чистоту апостольской веры.
Тогда, в 325 году по Рождестве Христовом, собрались отцы Церкви на Первый Вселенский Собор в городе Никее.
В нем участвовал и Святитель Николай.
Память этих отцов мы совершаем в нынешнее воскресенье.
Они пространно и точно изложили веру в Господа Иисуса Христа как в Сына Божия.
Они исповедали, что мы веруем
«...во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, Рожденна, несотворенна, единосущна Отцу...».
Слова «единосущна Отцу» означают, что Сын Божий одного Существа с Богом Отцом.
Такова наша вера в Господа нашего Иисуса Христа.
Вера дает радость. Сам Господь молится Богу Отцу за нас, чтобы мы имели радость.
В этой молитве Он говорит:
«Ныне же к Тебе иду и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17, 13).
В самом деле, разве это не радость: мы не одни, но с нами Бог;
мы смертны по телу, но бессмертны душой наше смертное тело подлежит воскресению, и мы должны встретить Господа.
Будем же носить эту радость в сердцах наших, делиться этой радостью с другими, любить ближних своих и прославлять Бога.
Аминь.