Главная >>
14 августа - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня
14 августа - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня
1
(14) августа, в первый день Успенского поста, Православная
Церковь празднует происхождение (изнесение) Честных Древ
Животворящего Креста Господня. С того времени, как Сын
Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала проявляться
необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении свидетельствует
и история праздника. Празднование было установлено в Константинополе
по причине болезней, часто бывавших там в августе.
Начало этого праздника относится к IX веку, а в XII-XIII веках
он утвердился во всех Православных церквях во всем мире. В
Константинополе был обычай, по которому ежегодно 1 августа
по старому стилю, а по новому 14 августа, часть Животворящего
Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос, хранившаяся
в церкви во дворце византийских императоров, износилась в
храм святой Софии, где совершалось освящение воды.
Затем две недели эту святыню носили по городу и служили молебны
«для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа, а по новому
стилю 27 августа, Животворящее Древо Креста переносили обратно в
царские палаты.
Русское название праздника «происхождение» – неверный перевод
греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный
ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».
В Русской Православной Церкви это празднество соединилось с воспоминанием
Крещения Руси 1 августа 988 году. В «Сказании действенных чинов
святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном
в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета,
дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение
в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения
ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения
Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий
Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение
ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды
14 августа по новому стилю совершается до или после литургии.
По традиции вместе с освящением воды совершается освящение меда.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице,
отмечаемое в этот же день, установлено по случаю знамений от икон
Спасителя, Пресвятой Богородицы и святого креста во время сражений
святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами.
В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских
булгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской
земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее
чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии
получила наименование Владимирской.
Два священника в облачении несли перед войском святую икону и
Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись
Святых Тайн, обратился с горячей молитвой к Богородице:
«Всяк
уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе утверждение
и покров».
Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины
и, приложившись к образу, пошли против врага. Булгары были разбиты
и обращены в бегство.
По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была
одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности
обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие
от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и святого Креста.
Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России
и видны были всеми сражавшимися.
В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя
Андрея и императора Мануила и по благословению представителей
высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому
Спасу и Пресвятой Богородице.
Празднование в честь Всемилостивого Спаса гораздо глубже, чем
воспоминание о военных победах.
Это прежде всего праздник веры в безграничное милосердие Божие,
в то, что Бог по Своей благости необычайно близок к человеку и
готов защитить его от всяких бед и напастей. Эта мысль оказалась
весьма близка верующим сердцам русских людей. Отсюда и убеждение,
что нравственная, духовная сила превосходит силу грубую физическую.
С самого начала христианства на Руси русские люди знали силу горячих
молитв, искреннего покаяния и подвигов благочестия, и заповедь
о милосердии старались сделать законом жизни.
Совершая празднество в честь креста Господня, Святая Церковь
возносит Свои усердные молитвы к Самому Господу о том, чтобы Он
силою Креста Своего и нас ограждал от всех врагов видимых и невидимых
на всех путях нашей жизни.