|
|
27 января по новому стилю Русская Православная Церковь
отмечает память святой равноапостольной Нины, просветительницы
Грузии.
Отдавая честь этой удивительной христианке, мы решили
поговорить о ее имени, вспомнить знаменитых и не очень знаменитых
тезок великой грузинской святой.
|
Согласно житиям, хранимым Православной Церковью, святая
равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии
и была единственной дочерью своих знатных и благочестивых
родителей.
Ее отец Завулон находился на военной службе у императора
Максимиана (284–305) и пользовался его расположением.
По отцу святая Нина приходилась двоюродной сестрой великомученику
Георгию Победоносцу, а ее мать Сусанна – родной сестрой
Иерусалимскому Патриарху. В 12 лет святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями.
Там они,
по обоюдному согласию и благословению Патриарха Иерусалимского,
посвятили свою жизнь служению Богу: Завулон – в пустынях Иорданских,
Сусанна – в качестве диаконисы при Храме Гроба Господня.
Благочестивой старице Нианфоре поручили воспитание святой Нины.
Отроковица отличалась усердием в учебе и набожностью.
Однажды она задумалась о судьбе Хитона Господня, и вскоре узнала,
что он, по преданию, находится в Иверии (Грузии), отданной Господом
в удел Божией Матери.
По молитвам святой Нины к Богородице, Царица Небесная явилась ей
во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, благословила
ее идти в страну Иверскую, благовествуя Евангелие.
Проснувшись, святая Нина наяву увидела в своих руках крест и,
обрадовавшись, отправилась к своему дяде, чтобы рассказать о видении.
Так Патриарх Иерусалимский благословил девушку на подвиг апостольского
служения.
«Крест святой Нино», с немного опущенными боковыми сторонами,
ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном
соборе и является символом Грузинской Православной Церкви.
Путь и апостольство святой Нины было сложным и опасным, да и
могло ли бы легким путешествие в столь дальний край в те времена?
Какой силой воли должна была обладать юная дева, решившая говорить
с царями и властителями земли об истинах веры?
Кроме святой равноапостольной Нины Грузинской, Православная
Церковь чтит в лике святых еще двух мучениц с тем же именем, пострадавших
за веру в ХХ веке.
Это мученица Нина (Кузнецова) и преподобномученица Нина (Шувалова).
Святые наших дней
Память
мученицы Нины (Кузнецовой) празднуется 1 мая по старому стилю,
в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в Соборе Вятских
святых.
Нина Алексеевна Кузнецова родилась 28 декабря 1887 года в селении
Лальске Архангельской губернии (ныне это город в Вятской области)
в семье урядника Алексея Кузнецова и его жены Анны.
Как и святая просветительница Грузии, мученица Нина была единственным,
любимым ребенком благочестивых родителей.
Нина с детства любила молитву, монастыри, духовные книги, отвергая
разговоры родителей о замужестве.
Вскоре они смирились и перестали препятствовать ее духовной жизни.
Отец помог дочери устроить библиотеку в амбаре, смастерил там
книжные полки, покупал духовные книги, потому что для Нины чтение
было самым большим утешением.
Девушка на память читала Псалтирь, много молилась, принимала странников
и обездоленных.
Наступило время гонений. В 1932 году Кузнецовых арестовали.
Старики не выдержали тягот заключения и вскоре скончались.
Во время ареста родителей Нину от переживаний разбил паралич.
Впоследствии она с трудом передвигалась и почти не владела правой
рукой.
Зло обернулось добром: болезнь помогла Нине на первых порах –
ее освободили из тюрьмы и даже сохранили за ней большой отцовский
дом и все имущество.
Нина стала давать кров людям, в основном женам арестованных,
у которых отобрали не только кормильцев, но и имущество.
Все они шли к Нине, у которой никто не встречал отказа.
Нашла приют у Нины и часть братии разоренного Коряжемского монастыря,
в том числе настоятель игумен Павел (Хотемов) и казначей игумен
Нифонт.
Нина стала строго соблюдать монастырский устав: спала четыре
часа в сутки, в два часа ночи становилась вместе с монахами на
молитву, ходила на все службы, и богослужение знала наизусть.
Подвижница не садилась за стол со своими постояльцами и гостями,
не пила чай, молоко, не ела сахара и ничего вкусного.
Ее каждодневной едой были лишь размоченные в воде сухари, зато
в доме ее гости находили все, что им было нужно, и крышу над головой,
и горячий самовар с чаем, и пропитание.
У кого был излишек хлеба, муки или крупы, те, уезжая, оставляли
его другим.
Когда отец Павел остался один и был уже не в силах вести службы
в соборе Лальска, прихожане пригласили протоиерея Леонида Истомина,
служившего в селе Опарине.
Отец Леонид принял сан священнослужителя в самый разгар гонений
на Церковь.
Власти неоднократно пытались закрыть собор, но блаженная Нина,
пишет игумен Дамаскин (Орловской), «стала писать в Москву решительные
письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо
и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным».
В 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Леонида Истомина,
старосту храма, певчих, многих прихожан, последних еще остававшихся
на свободе священников.
Вскоре в тюрьму попала и блаженная Нина.
Обвинений против нее выдвинуто не было, лжесвидетельствовать против
нее стал никто, кроме заместителя председателя Лальского сельсовета.
Он дал показания о том, что Нина Алексеевна Кузнецова является
активной церковницей.
Хотя виновной перед властью блаженная Нина себя не признала,
ее приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь, где
исповедница через короткое время, 14 мая 1938 года, скончалась.
Преподобномученица Нина (Шувалова Неонилла Андреевна), согласно
материалам Базы данных ПСТГУ, родилась 28 октября 1866 года в
селе Балка Барановского района Нижне-Волжского края в крестьянской
семье.
Приняв постриг с именем Нины, до 1917 года она подвизалась в
монастыре, после разорения которого проживала в городе Чимкенте
(Южно-Казахстанская область).
Семидесятилетнюю инокиню арестовали 10 октября 1937 года вместе
с другими людьми, проходившими по «делу иеромонаха Гавриила (Владимирова)».
Матушку обвинили в том, что она является членом «контрреволюционной
организации церковников», «связисткой» между этой организацией
и ее ячейками.
Следствие закончилось очень быстро.
Монахиню Нину приговорили к высшей мере наказания и расстреляли
в полночь с 19 на 20 ноября близ Чимкента, в местности, называемой
Лисья балка.
Здесь, в огромном овраге, где проходили массовые расстрелы, похоронены
многие мученики за веру.
Точное место погребения преподобномученицы неизвестно.
В лике святых монахиню Нину (Шувалову) прославил Юбилейный Архиерейский
Собор в 2000 году.
Память преподобномученицы Нины празднуется в Соборе Новомучеников
и Исповедников Российских и в день ее мученической кончины 6/19
ноября.
Литературные образы
Еще в XIX веке, в дореволюционной России новорожденных девочек
нарекали Нинами очень часто.
Не исключено, что и вы, уважаемый читатель, обратившись к семейному
архиву, вспомните о своей прабабушке, носившей это красивое старинное
имя.
Возможно она, как и героиня повестей Лидии Чарской, училась в
женской гимназии Москвы или Санкт-Петербурга, и среди старых бумаг
вашей семьи хранится ее аттестат или пожелтевшая фотокарточка
ее выпуска.
Не исключено, что именно книги Чарской внесли свой вклад в рост
популярности этого имени, долгое время считавшегося типично русским.
Хотя как притягательно от него веет загадкой и тайной!
Такой же таинственной, озорной и неприступно гордой является в
повести «Княжна Джаваха» юная грузинская княжна Нина, чьи предки
– «герои, сражавшиеся и павшие за честь и свободу своей родины».
Образ рано угасшей под суровым петербургским небом южной девочки
так впечатлил поэтессу Марину Цветаеву, что она посвятила ей четырнадцатое
стихотворение в разделе «Детство» «Вечернего альбома», которое
так и называется – «Памяти Нины Джаваха».
Всему внимая чутким ухом,
— Так недоступна! Так нежна!
—Она была лицом и духом
Во всем джигитка и княжна.
Ах, не растет маслины ветка
Вдали от склона, где цвела!
И вот весной раскрылась клетка,
Метнулись в небо два крыла.
Умолкло сердце, что боролось…
Вокруг лампады, образа…
А был красив гортанный голос!
А были пламенны глаза!
Смерть окончанье — лишь рассказа,
За гробом радость глубока.
Да будет девочке с Кавказа
Земля холодная легка!
В этих строках отразилась признательность и любовь целого поколения,
выросшего на книгах Лидии Чарской – одного из самых читаемых авторов
времен цветаевского отрочества.
После забвения и гонений советской эпохи, сентиментальные повести
русской писательницы вновь вернулись к читателям в 1990-е, позволив
частично заполнить лакуну в сегменте православного детского чтения.
Однако это немного другая история.
К 1950-м годам имя Нина потеряло лидирующие позиции в отечественном
ономастиконе.
Сегодня в детском саду или школе редко познакомишься с девочкой
по имени Нина, зато с матушкой Ниной все чаще можно встретиться
за монастырской оградой, словно это имя плавно перекочевало из
светской в церковную среду.
Чтобы завершить литературную тему, спрошу, догадался ли читатель,
кому принадлежит фраза, вынесенные в заголовок этой статьи?
А ведь это действительно цитата из очень знаменитого произведения,
входящего в школьную программу.
Ну что же, не отлагая дела в долгий ящик, раскрою секрет.
Это слова еще одной «литературной» Нины – Нины Заречной
– героини пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка».
Драма
Нины Заречной до банальности проста.
Такие истории и сегодня случаются со многими нашими юными современницами.
«Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил…
Сюжет для небольшого рассказа», – говорит, словно о подстреленной
чайке, а на самом деле о себе Нина Заречная.
Романтически настроенная девушка сбегает из дома, мечтая стать
прославленной актрисой, но терпит крах во всем: и в любви, и в
карьере.
Вернуться домой, подобно блудному сыну, она не может – дома она
нежеланный гость.
Появляясь в конце пьесы в родных краях, она встречается с влюбленным
в нее Константином Треплевым, и в разговоре с ним произносит удивительные
слова: «Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле – все
равно, играем мы на сцене или пишем – главное не слава, не блеск,
не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест
и веруй.
Я верую и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании,
то не боюсь жизни».
Конечно, вслед за распространившейся еще с первой постановки
пьесы интерпретацией этой реплики, слова чеховской Чайки можно
толковать как веру в свое предназначение, в спасающую силу искусства.
Но так ли это на самом деле?
«Умей нести свой крест и веруй» – неужели это сказано только о
театральных подмостках?
Или это слова женщины, сумевшей через страдание понять иные, высшие
истины?
История большая и малая
Поразительно,
но именно в самых драматических и трагических обстоятельствах
проявляется особый, удивительный дар Нин совмещать женскую хрупкость
и очарование с настоящим жертвенным героизмом.
Трагически сложилась судьба супруги выдающегося русского драматурга
и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова Нины Александровны
Чавчавадзе.
Юная грузинская княжна, дочь поэта и общественного деятеля Александра
шла под венец 15-ти лет от роду.
Александр Сергеевич был более чем вдвое старше своей супруги.
Их счастливый брак продлился всего несколько месяцев: Грибоедова,
как русского дипломата, растерзали персидские фанатики при разгроме
русской миссии в Тегеране.
Остаток своей жизни Нина Чавчавадзе-Грибоедова прожила на родине
в трауре, отвергая все ухаживания и предложения повторного брака.
Ее стойкая верность погибшему мужу стала настоящей легендой.
Святой покровительницей Нины Александровны Чавчавадзе конечно
же была равноапостольная просветительница Грузии, происходившая
из рода еще более высокого, чем княжеский – из рода святых.
«Умей нести свой крест и веруй».
Этими чеховскими словами можно описать и подвиг святой равноапостольной
Нины, просветительницы Грузии, память которой сегодня совершает
Православная Церковь, и святой мученицы, исповедницы Нины (Кузнецовой)
и преподобномученицы матушки Нины (Шуваловой).
Обращаясь к их примеру, будем просить у Господа помощи, чтобы наша
душа не черствела, чтобы у нас всегда хватало и времени на помощь
другим, и вера наша приносила плоды и в сто, и в шестьдесят крат,
и в тридцать.
Молитвы святой равноапостольной Нине, просветительнице грузии
Молитва первая
О всехвальная и предивная равноапостольная Нино,
к тебе прибегаем и умильно тебе просим:
огради нас (имена) от всяких зол и скорбей,
вразуми врагов святыя Церкви Христовы
и посрами противников благочестия и умоли Всеблагаго Бога Спасителя
нашего,
Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу православному мир,
долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение,
и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие,
идеже вси святии славословят всесвятое Его имя,
ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Молитва вторая
О всехвальная и предивная равноапостольная Нино,
воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало
народу Божию,
просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и
подвиги апостольства победившая врага нашего спасения,
трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая
его в плод мног!
Празднующе святую память твою,
притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный
дар тебе от Божия Матере,
чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно
просим,
яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей,
вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия,
охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя
нашего,
Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему
мир, долгоденствие
и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас
в Небесное Свое Царствие,
идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во
веки веков.
Аминь.
Святой равноапостольной Нине молятся о врачевании различных
недугов, душевных и телесных, и об утверждении в вере:
О, всехвальная и предивная равноапостольная Нино,
воистину великое украшение Церкве Православныя и изрядное похвало
народу Иверийскому,
просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением,
и подвигом апостольства победившая врага нашего спасения,
трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая
его в плод мног.
Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему
и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере,
чудотворный крест,
его же ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко
присную предстательницу нашу:
огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкве
Христовы и противников благочестия,
охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога Спасителя
нашего,
Ему же ты ныне предстоиши, да дарует православным христианом мир,
долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение
и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие,
идеже вси святии славословят всесвятое Его имя
ныне, и присно, и во веки веков.
Аминь.
|