|
|
Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию
о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых ( Мф.
25, 31 - 46).
Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие
не предались беспечности и нерадению о своем спасении в
надежде на неизреченное милосердие Божие.
|
Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46.
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые
Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся
пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет
овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов
- по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его:
приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное
вам от создания мира:
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был
странником, и вы приняли Меня;
был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице
был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ:
Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим,
и напоили?
когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ:
истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев
Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые,
в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
был странником, и не приняли Меня;
был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ:
Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником,
или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ:
истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших,
то не сделали Мне.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о
Страшном Суде:
- Велик будет страх и трепет и исступление в тот час, когда
соберет Господь нелицеприятное судилище и отверзутся страшные
книги, где написаны наши дела, слова и все, что в сей жизни
думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы...
Все облекуться там в душевное сокрушение, кроме одних совершенных.
Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце; грешники
— потому что не искали спасения в покаянии и милосердии к ближним.
Восскорбят и любившие правду, если не пребыли постоянными, и
каявшиеся, если не исправились благовременно.
Когда увидят они там венцы победителей, тогда приведут себе
на память жизнь свою; узнают полноту блаженства труждающихся
и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколь
благ и милостив Господь к чтущим Его… (Прп. Ефрем Сирин).
- Страшный Суд! Судия грядет, окруженный несметным множеством
Небесных Сил.
Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших.
Восставшие полками текут на определенное место, к Престолу Судии,
наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор,
ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их,
и самый вид их будет соответствовать делам и нравам.
Помилуй нас, Господи, помилуй нас!
Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если
не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем,
сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим
Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением
Его заповедей, — и ревнуя потом верно исполнить такой обет (Свт.
Феофан Затворник).
- Есть ли кто теперь, кто верно судил бы о себе и был верно
судим другими?
Не то будет там: и себе и другим мы все будем открыты.
Это всеобщее видение грехов потрясает грешника так, что ему
легче было бы, если бы горы пали и покрыли его.
Никому не миновать суда, все будет так, как написано в Евангелии.
Поревнуй же заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах
покаяния (Свт. Феофан Затворник).
- Ныне Святая Церковь напоминает нам о Суде Божием и тем хочет
воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить
от усыпления... Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя
час Суда...
Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы
жизни...
Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь
должен был явиться теперь?..
Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в
нашей памяти...
Ныне или завтра придет смерть и запечатлеет собою нашу участь
навсегда, ибо по смерти нет покаяния...
В чем застанет нас смерть – в том и предстанем на Суд...
Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните
о нем (свт. Феофан Затворник).
- Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится
тотчас же в собственной совести, не будет объят страхом и неведением?
Если и сознает он в себе исправление жизни, то, взирая на строгость
Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию,
конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная,
чем для него закончится Суд.
Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору,
в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек
приобрел сам себе (свт. Григорий Нисский).
|