 |
|
Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить
Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении
Сына Божия.
Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив
Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника
Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.
|
Святой Архистратиг Гавриил - служитель Божественного Всемогущества.
Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении
Сына Божия:
вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия;
пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа
(Дан. 8, 16; Дан. 9, 21 - 24);
являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной
Девы Марии.
Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей
Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все
время земной жизни.
Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня
- Иоанна Крестителя.
Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему
во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой
Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в
Египет с Младенцем и Богородицей.
Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском
саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию,
был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает "Крепость
Божия" (Лк. 22, 43).
Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении
Христовом.
Вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига
Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя
его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь
призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к
великому Ангелу.
Об иконе Ангел Златые власы - Архангел Гавриил
Ангел
Златые власы — древнейшая икона из собрания Государственного
Русского музей в Санкт-Петербурге.
Датируется второй половиной XII века.
Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.
Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела,
выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта
иконография и получила такое название.
По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого
листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом,
поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное
начало. [Википедия]
Это одно из прекраснейших произведений древнерусской живописи.
Вероятно, она является частью утраченного деисусного чина.
Построение рельефа лица и разделка волос с помощью золотых нитей
здесь то же, что и на иконах "Спас Нерукотворный" и
"Устюжское Благовещение", но "Архангел" превосходит
эти вещи тонкостью исполнения и каким-то особым благородством
замысла.
Трудно найти во всем древнерусском искусстве более одухотворенный
лик, в котором так бы своеобразно сочетались чувственная прелесть
с глубокой печалью.
Огромные бархатистые глаза ангела по силе эмоционального воздействия
могут сравниться лишь с глазами Владимирской Богоматери.
Это работа выдающегося мастера, органически усвоившего все тонкости
византийского письма.
[В.Н. Лазарев. Новгородская иконопись.]