Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Памяти Чернобыльской катастрофы. Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Памяти Чернобыльской катастрофы. Слово Святейшего Патриарха Кирилла

27 апреля 2011 года, в среду Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и сонма иерархов и духовенства Украины, России и Белоруссии совершил Божественную литургию в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Дорогие владыки, всечестные отцы, братия сей святой обители, братья и сестры!

С великой радостью совершил я сегодня вместе с вами Божественную литургию перед Успенским собором Киево-Печерской лавры.

Обстоятельства, по которым я приехал в Украину, трагические — это воспоминание 25-летия Чернобыльской катастрофы.
Горе присутствует в жизни людей, и горе есть результат греха.
Если люди отступают от Божиего закона, то в жизнь их вторгаются грех и зло, а вместе с грехом и злом, как естественное следствие, — страдание.
Если бы не было человеческого страдания, то была бы несправедливость, потому что даже нарушение земных законов — и то через суд наказывается человеческим страданием.
Каждое преступление должно быть искуплено. Именно поэтому по суду людей заточают в темницы, и пребывание в несвободе является искупительным страданием за совершенное зло.

Мы совершаем во множестве отступления от Божиего закона, мы совершаем грехи и в мыслях, и в делах своих, и в личной своей жизни, и в жизни общественной.
Мы часто живем так, как будто ни Бога, ни Божиего закона нет.
Кого-то еще укоряет совесть, а у кого-то совесть сожжена.
Может быть, в какие-то отдельные моменты жизни человек еще уязвляется совестью и говорит «Господи, прости!», но затем снова, помраченный страстями, буйством своей природы, устремляется к деланию греха.
И в ответ на это Господь нас наказывает.
Боль, страдания — это наказание за наши грехи.
И только не за грехи отдельного человека, но и, может быть, за грехи народов.
Иначе мы и не понимаем таких явлений, как войны, которые уносят жизни многих людей.
В раю не могло быть войны. Среди святых не могло быть войны.
Невозможно представить себе, чтобы Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский воевали друг с другом, оправдывая свой конфликт какими-то надуманными аргументами.
Среди святых — мир.

Грех, который проник в природу человека, толкает людей к тому, что они во имя достижения греховных целей совершают ошибки.
Страшной ошибкой была причина Чернобыльской катастрофы.
Но мы как люди верующие должны прозревать — ведь Господь мог и остановить руку оператора, который, управляя реактором, совершил страшную ошибку.
Но Господь попустил, и многие люди собственной смертью внесли, может быть, свой вклад в искупление грехов многих.

Такая катастрофа, как Чернобыльская, свидетельствует о том, что человек, обретая огромную силу — через свой разум, через проникновение в науку, через развитие технологий, — должен одновременно возрастать в великой нравственной ответственности за окружающих его людей, за мир Божий, за богозданную природу.
Но если развитие науки и техники не сопровождается возрастанием нравственной ответственности, то плоды человеческого разума направляются на греховные цели, на то, чтобы иметь больше денег, энергии, власти и силы, больше потреблять и тратить.
А когда нет высокой нравственной ответственности, когда страх Божий исчезает из жизни людей, то в погоне за этой властью — физической, мирской властью — люди и допускают роковые ошибки.

Замечательные слова сказал святитель Московский Филарет:

«Промысл Божий даже дурные человеческие поступки способен обращать во благо».
Несомненно, никогда не следует забывать жертв Чернобыльской катастрофы.
Вчера я имел возможность с Блаженнейшим владыкой Владимиром и сонмом архипастырей совершить молитву в Свято-Ильинском храме в Чернобыле, а затем в непосредственной близости к четвертому реактору Чернобыльской АЭС.
И, конечно, мы молились об упокоении тех, кто погиб.
Но в Чернобыльской катастрофе, как и в каждом событии, особенно эпохальном, несомненно присутствовал перст Божий, ибо ликвидация последствий этой катастрофы стала великим нравственным подвигом для тысяч людей.
«Процвела языческая неплодящая церковь» (канон воскресный 2-го гласа) — процвела в то время еще не открытым и ясным исповеданием веры, но подвигом жертвы, готовностью идти на смерть для того, чтобы защитить других.

Мы не знаем, все ли те люди — там, на корпусах взорвавшейся электростанции, — были сознательно верующими.
Но они поступали по нравственному закону, который Бог вложил в их природу, творя, по слову апостола Павла, добро в их сердцах (ср. Рим. 2:15).
И эти люди, которые сегодня, несомненно, у Господа, потому что выполнили Его самую трудную заповедь положить жизнь свою за други своя (см. Ин. 15:13), являются сегодня молитвенниками за многих из нас.

Но было и другое очень важное последствие этой аварии.
Ведь именно с нее началось критическое осмысление нашей действительности, которая всем казалась такой гладкой и спокойной, такой бесконфликтной, потому что правды о народной жизни мы не знали.
Но вот эту горькую правду о катастрофе скрыть было невозможно, хотя в первые дни и пытались, — потому что катастрофа носила глобальный характер.
И все, что произошло, стало началом процесса осмысления нашей жизни.
Для многих он был связан с покаянием, с пониманием того, что дальше без Бога жить нельзя, что невозможно постоянно строить Вавилонскую башню, чтобы достичь неба — и не для того, чтобы поклониться Богу, а для того чтобы себя поставить на место Бога.
И мы знаем, что после этого было празднование 1000-летия Крещения Руси, которое дало еще больший заряд духовных сил.
А вскоре эпоха государственного безбожия завершилась.

Какие же уроки мы должны вынести как верующие люди (а Церковь призвана обращать свое слово и к верующим, и к неверующим)?
Какие уроки мы как народ должны вынести из всего того, что произошло?

Никогда и ни при каких условиях мы не должны отрекаться от Бога.
Никогда и ни при каких условиях мы не должны пренебрегать Его нравственным законом, потому что иначе мы будем смертельно уязвлены, как смертельно уязвленным оказалось то наше безбожное общество.

Сегодня никто нас прямо и насильно не склоняет к тому, чтобы мы отрекались от веры.
Но образ жизни, который сегодня предлагается в планетарном масштабе, — это образ жизни безбожной, в нем нет Бога, но есть потребление, безудержное стремление к богатству, к власти, к силе.
И где же гарантия, что наши современники или потомки, лишенные чувства нравственной ответственности, вновь не оступятся и не совершат нечто такое, что снова повлечет видимые знаки Божиего гнева?

Мы как Церковь Божия не можем не извлекать из такого рода исторических событий выводы, имеющие связь с нашей верой.
Сегодня мы такие выводы делаем, и, памятуя о случившейся 25 лет назад Чернобыльской катастрофе, обращаемся к Богу с молитвой, чтобы Господь укрепил нашу веру, помог сопровождать силой этой веры и силой нравственного чувства научное, техническое, общественное, социальное, политическое, экономическое развитие мира.

Это очень непросто, потому что мы будем неизбежно сталкиваться с силами, которые в подобном сопровождении не нуждаются, которые не верят в Бога и стремятся построить безбожную цивилизацию.
Мы слабы по отношению к этим силам, потому что в их руках реальные возможности управлять массовым сознанием людей.
Но с нами Бог, и в смирении и простоте сердца, без всяких претензий на человеческую власть мы должны и будем нести свидетельство миру о Божией правде, о силе Божиего закона, о том, что спасительной, благополучной и счастливой может быть только та жизнь, в которой Божественное соединяется с человеческим; только та жизнь, где усилия человеческого разума и воли поддерживаются благодатью Божией.
И чем сложнее становится мир, тем больше нуждаемся мы в этом Божественном содействии нам.

«А потому да не смущается сердце ваше: веруйте во Христа и в Бога веруйте» (см. Ин. 14:1).
И простотой своей веры, силой своей молитвы служите тому, чтобы Богом созданный мир оставался способным принимать благодатную Божественную энергию, обладающую силой спасения рода человеческого.

Всех вас, мои дорогие, приветствую с праздником Святой Пасхи!

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Христос!

Источник1, фото


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
 | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 17