|
|
Митрополит Смоленский и Калининградский
Кирилл
Четвертая неделя по Пасхе посвящается воспоминанию о
об исцелении Христом расслабленного.
|
Евангелие от Иоанна так свидетельствует о событии праздника:
“...Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая
по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших,
ожидающих движения воды.
Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал
воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал,
какою бы ни был одержим болезнию.
Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое
время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
Больной отвечал ему: так, Господи; но не имею человека, который
опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же
я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел...”
Не есть ли народ, собравшийся вокруг Овчей купели, образ мира,
не просвещенного Христом, но алчущего благодати и чуда?
Воля этого мира к преодолению своего греховного начала расслаблена
и парализована, его населяют слепые - ибо не имеют способности
различать между добром и злом; хромые - ибо не находят в себе
сил следовать путем правды Божией; иссохшие - ибо закоснели
во грехе, унынии или отчаянии.
Телесные страдания в их земной жизни ниспосланы им во исцеление
душевных язв. Ведь, по слову святого Феофилакта Болгарского,
“здешние страдания суть вразумления, а тамошние - наказания”.
Этот страждущий мир вожделеет к “купели слезного покаяния”,
в которой только и может совершиться чудо преображения нашей
немощи в силу Божию.
Но даже здесь каждый занят лишь собой, помышляет лишь о собственном
благе и не снисходит к нужде другого.
“Не имею человека!” - вот горестный вопль этого мира, погибающего
в эгоизме и себялюбии.
Поразительны при этом кротость и вера, с которыми долгих тридцать
восемь лет ожидал расслабленный милости Божией.
Он не извергал
хулу на небеса, не проклинал день и час своего рождения, не
впадал в отчаяние, подобно иным из нас при несравненно меньших
испытаниях.
Он терпеливо ждал Человека, Который однажды явился
ему, - не раньше и не позже, чем это было необходимо для его
спасения.
Ибо никому из нас не дается ноша сверх сил.
И все же Спаситель считает нужным вопросить расслабленного:
точно ли тот желает исцеления?
Вопрос только на поверхностный
взгляд кажется излишним, потому что Вопрошающий побуждает им
каждого из нас исследовать природу своей немощи, укорененной
в греховной жизни.
Готов ли ты отречься себя, чтобы, облекшись в нового человека,
возродиться душою и телом?
Тогда встань и ходи, говорит Христос.
Расслабленный грешник ни на мгновение не усомнился в божественной
власти Иисуса сотворить над ним чудо, воздвигнув от одра болезни.
И был вознагражден исцелением.
“Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот,
ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего
хуже”, - читаем мы далее у евангелиста Иоанна.
Эти слова не только изъясняют нам, хотя и косвенно, что истинную
причину недуга следует искать в прежде совершенном грехе; и не
только отеческое предостережение на будущее заключено в них.
Явственно звучит в этих словах Господа призыв к ответственности
человека за свою жизнь и за спасение души.
Ибо умерев за род человеческий, Христос возложил на нас единственный
долг: жить по закону Его.
20 мая 2000 г.
Источник