Сошествие Святого Духа на апостолов.
М.А Врубель. 1885 г. Роспись в Кирилловской церкви, Киев
|
|
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
|
Слово в день сошествия Святого Духа на апостолов
Глубоко важный и таинственный догмат о троичности в Лицах Единого
Бога отличает нашу христианскую религию от всех других религий.
Целые тысячелетия жил Богоизбранный еврейский народ верою
в Единого Бога, явившего Свое всемогущество и непостижимую премудрость
в творении вселенной; Свою правду – во всемирном потопе, Свое
милосердие и любовь к Своему народу – в чудесном изведении народа
еврейского из долгого Египетского плена, в переходе через Чермное
море; в беседах на горе Синае с великим пророком Моисеем и в
даровании чрез Него Своих десяти заповедей, и во многих, многих
других великих событиях, о которых с большой силой так говорит
Апостол Павел в послании в Римлянам:
"... что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог
явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания
мира через рассматривание творений видимы…" (Рим. 1, 19-20).
Такой верой в Единого Иегову жил многие сотни лет Богоизбранный
народ еврейский, ничего не зная о Троичности Его в Лицах, и
только тогда, когда Предвечный Сын Божий, Второе Лицо Святой
Троицы, воплотился от Пресвятой Девы Марии, проповедал Евангелие
правды, когда был распят на кресте и в третий день воскрес,
и через 40 дней вознесся от земли на небо, – тогда только познали
уверовавшие в Него всем сердцем, что Он – прежде бытия мира
Рожденный от Отца Его Единосущный Сын.
О Пресвятом Духе, Третьем Лице Пресвятой Троицы, почти ничего
не знали в Ветхом Завете.
Только великие праведники, подобные Ною, Аврааму, Исааку, Иакову,
подобные Псалмопевцу Давиду, ощущали в сердцах своих дыхание
Духа Святого.
А великие пророки воспринимали от Него глубокие тайны своих
пророчеств и жили в близком общении с Ним.
Но вот в великий день Пятидесятницы впервые явил Себя миру
Дух Святой ощутимым и явным образом, сойдя с небес на главы
Апостолов Христовых в виде огненных языков при мощном шуме как
бы несущегося бурного ветра.
Эти огненные языки сожгли в их душах и сердцах все нечистое,
всякий страх и боязнь, совершенно переродили их. Дух Святой
напомнил им все, что когда-либо слышали они от Господа Иисуса
Христа, и дал им неслыханную миром мудрость и чудесный дар говорить
на языках всех народов, которым понесут они проповедь Евангельскую.
Он дал им чудесное знание всего Священного Писания... Он дал
им огромные силы для низложения языческого суемудрия. А любимого
Апостола Христова Иоанна поставил Он неизмеримо выше богословов
всего мира, и написал он изумляющее нас своей глубиной четвертое
Евангелие.
Правда, и в день Крещения Христова во Иордане Дух Святой явился
в виде голубя, сгустившегося с небес на главу выходившего из
воды Иисуса Христа, но это было несравненно менее ясное явление
Духа Святого, чем сошествие Его в день Пятидесятницы в виде
огненных языков на главы Апостолов.
С такой ясностью оно никогда более не повторялось.
Вот почему день сошествия Святого Духа на Апостолов Христовых
мы называем также праздником Святой Троицы.
Напомню вам и необыкновенные слова Апостола Павла в первом
послании Коринфянам, слова удивительные и крайне важные для
нас:
"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет
в вас?'' (1 Кор. 3, 16).
О, что говоришь ты, великий. Павел?! Неужели и в наши сердца
нисходит Дух Святой?!
О да! Глубоко истинны слова Павловы, и их подтверждает с большой
силой любимый Апостол Христов Иоанн в своем первом соборном
послании, в котором находим глубоко утешительные для нас слова
о том, какими благодатными изменениями наших сердец сопровождается
тихое и незаметное сошествие в них Духа Святого (1 Ин. 2, 3-4).
Если всем сердцем веруем мы в Господа нашего Иисуса Христа
и исполняем заповеди Его, то любят нас и Отец Его Небесный,
и Дух Святой, и вселяется в сердца наши Он Сам со Отцем Своим
и Духом Святым, и становимся мы храмами Божьими (Ин. 14, 23).
Это сказывается медленным, но неуклонным освобождением нас
от всякой скверны плоти и духа.
Мы становимся смиренными и кроткими, тихими и молчаливыми, милосердными
и правдивыми, любящими ближних наших.
Это тихое общение с Духом Святым да будет для всех вас, духовные
дети мои, целью жизни вашей, да будет глубокой и тихой радостью.
Заслужите великое счастье быть храмами Божьими и обителью
Святого Духа, и защитит Он вас от всех зол и соблазнов мира,
и даст вам вечную радость и вечный покой.
Аминь.
|
|
Сошествие Святого Духа на апостолов.
Т. А. Нефф. 1846–1848 г. Холст, масло.
Живописная работа в нише юго-восточного пилона.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург |
Сошествие Св.Духа на Апостолов.
Егоров Алексей Егорович. 1811
|