В житиях святых о сем говорится нередко.
Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует
именно преображению твари.
Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о
том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы;
напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол
Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо!
(Мк. 9, 5).
То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом
во время его преображения.
Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол
Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14,
17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому
пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для
«новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),—
хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.
Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий
христианин изображает под образом сладких плодов.
И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные
блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем
Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ
Господъ (Пс. 33, 9).
Поэтому этот псалом читается теперь после освящения пяти
хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии.
И Господь говорит, что Он будет вкушать — «пить» «новое
вино» – «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии
Божием (Мк. 14, 25?; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом
(Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).
И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее – таинство
Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав:
«ядите» и «пиите».
И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы.
Святой Макарий Египетский говорил, что иногда человек,
сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как
бы «пьяный» и т. п.
Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном,
смысле.
Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании,
конечно – не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая
уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег
на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние
и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?!
Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются
словами: «как бы».
Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как
бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».
Совпадение времени и праздников
Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере,
а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце
трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости.
Особенно на юге.
Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы,
но после трудов крестной нашей жизни.
И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо
представить в виде зимы, холода…
Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое
Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна
теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы
согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение
теплой воды с вином.
Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно
тогда умерло, как деревья, — зимою. И в Вифлееме засияло
«Солнце Правды»; это время — перелом зимы.
Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления,
воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов
день — в теплое время празднуется.
Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба,
аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь
осенью, то пожнешь!
Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение
от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие,
крещение.
Митрополит Вениамин (Федченков)
Источник
|