Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Неделя 5-я по Пасхе - Неделя о самаряныне

Неделя 5-я по Пасхе - Неделя о самаряныне

Неделя о самаряныне
Читайте также:


Священник Сергей Ганьковский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскресе!

“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Мф.5.3).

Это утверждение нашего Спасителя, каким бы знакомым и привычным оно нам ни казалось, на самом деле – “камень преткновения и соблазна” (Рим.9.33).
Царство Божие, оказывается, - удел побеждённых, а не победителей.
Небесные обители Отца нашего уготованы проигравшим гонку здесь, на земле.
Первым в Рай входит бандит и убийца; первой узнаёт о том, что Иисус – Мессия, что Он – Сын Божий, непотребная женщина, блудница самарянская.

Где здравый смысл, где логика, где справедливость человеческая?
В одном старом фильме, который был снят ещё в те времена, когда о Церкви нельзя было говорить открыто ничего хорошего, а можно было только обличать мракобесие и алчность её служителей, один герой спрашивает другого, таинственно, сокровенно изображающего священника:
“Хороших у вас пропускают, а плохим отрывают головы? Не знаю, не уверен, - печально отвечает ему носящий странную кличку “Сталкер”, - мне-то кажется, что пропускают тех, у кого надежд больше никаких не осталось. Не плохих или хороших, а несчастных…”
Несчастные – те, у которых нет части в этой жизни.
Несчастные – изгои, потому что их поведение, их жизнь – греховны.
Казалось бы, если они чего и достойны, так в первую очередь осуждения и проклятий.
Однако, Христос Спаситель как бы в насмешку над человеческими представлениями о справедливости “ест и пьёт с мытарями и грешниками” (Мф.9.11), говорит алчному сборщику налогов: “сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Лк.19.5) и величайшую тайну о Себе доверяет блуднице: “Я – Мессия”, - говорит Он ей.

Так что, логика Евангелия совсем иная, чем логика нашей повседневной жизни.
И тот, кто пришёл в церковь, должен забыть о справедливости, потому что вместо закона: “око за око и зуб за зуб” (Лев.24.20) действует совсем иное правило:
“любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф.5.44).

Но, разумеется, для того, чтобы Бог удостоил сaмого последнего грешника Своим посещением, чтобы Он открылся мне, такому, как я есть, необходима весьма важная вещь: моё согласие с Ним, с моим Богом.
Если я согласен с тем, что болен грехом и ищу способов исцелиться от греха, - Бог мне поможет, потому что по Его собственному слову: “не здоровые имеют нужду во враче, но больные” (Мф.9.11).
А если же я убеждён, что исцеляться мне ни от какого греха не нужно, просто потому, что у меня их, грехов, нет, тогда даже Бог помочь не сможет, потому что человек свободен и эта Богом данная свобода ненарушима.

Бог не может спасти нас против нашей воли,
Бог не может простить нам грех, если мы не просим о прощении,
Бог не может напоить нас водой вечной жизни, если мы стиснули зубы.
Как и в быту, для того, чтобы напиться воды, необходимо совершить хоть малую, но работу, так и в духовной жизни: для того, чтобы причаститься Воды живой, Воды Вечной жизни, нужно совершить работу покаяния.
Так, как это сделала грешная женщина из самарийского города Сихарь.

В этом евангельском эпизоде мы, современные люди, вслед за самой самарянкой, изумляемся чуду прозорливости Спасителя.
Нам, как и ей, кажется, что самое удивительное в этой истории то, что Господь всё знает о неправедной жизни жительницы Сихаря.
Хотя, на самом деле, нас должно было бы ошеломить совсем другое: удивительное, непостижимое смирение той, с которой Бог говорил у колодца Иакова.
Для того чтобы понять, как велико, как неожиданно и потому чудесно смирение самарянки, достаточно просто представить себе, как любой из наших знакомых или друзей упрекнёт каждого из нас в нашем действительном грехе, в нашей постыдной страсти, которую, как ни скрывай, всё равно не скрыть.
Разве не всколыхнётся наша душа от обиды и негодования на обличителя?
Разве не отыщем мы тут же десяток извиняющих нас обстоятельств?
Разве не захлестнёт нас горячей волной обида? – на что? На правду!

А что же самарянка?
Она оскорбилась, обиделась, стала оправдываться?
Или, может быть, как мы это часто делаем, сказала со злостью: “Не твоё дело – моих мужей считать”! Неделя о самаряныне
Нет, эта добрая женщина в ответ на обличение в блудодеянии – обрадовалась!
Она бросила свой водонос, она забыла, зачем пришла из города к колодцу, она побежала обратно в город и говорит людям:
“Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?” (Ин.4.29).
Вы подумайте, ни ложного стыда, ни уязвлённой гордости – одна радость!

Так истинное покаяние рождает радость, так искреннее желание новой жизни делает человека лёгким, летящим, обретшим крылья.

Чему же радуется эта женщина? Что делает её такой счастливой?
Я думаю только одно: решимость жить по-новому.
И, обратите внимание, ей ведь совсем не стыдно!
Ей нечего стыдится, потому что прошлая жизнь со всеми этими бесконечными “мужьями”, со всем этим угаром блуда – позади и навсегда позади!
Разве это не чудо! Разве это не радость!

Каждый день Церковь даёт нам возможность пережить радость покаяния и обновления, и только от нас зависит, воспользуемся ли мы этой удивительной возможностью, переживём ли мы вновь и вновь чудо обновления, как пережила его женщина из города Сихарь.

Аминь


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
 | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 14