Законник из фарисеев спрашивает вечнаго законодателя Христа, не признавая Его однако же таковым:
Учитель, какая наибольшая заповедь в законе?
— Вопрос весьма важный, потому что правильное решение его крайне нужно всем нам знать и исполнять, так как от исполнения его зависит вечная жизнь человека, — и Господь разрешил его самым положительным образом: возлюби Бога и ближняго. (Мф. 22, 37, 39).
Совершенно естественная, справедливая и жизненная заповедь: люби Бога и ближняго.
Господь возлюбил нас прежде, чем мы Его возлюбили: Он возлюбил нас прежде бытия нашего; помыслил об нас — и сотворил нас; если бы не помыслил, — и не было бы нас.
А сколько Он даровал нам благ, сотворив нас? — нет числа; пройдите мысленно время с зачатия вашего и доныне; переберите, сколько можете, все, чем вы пользовались и пользуетесь из даров Божиих естественных и общежитейских, воздухом, пищею и питьем, животворным светилом, общественным положением, развитием ваших способностей, кругом родства и добрых знакомых, друзей и проч.; но особенно вспомните: сколько вы получили неоцененных даров через веру Христову; им по истине нет числа; и после всего этого — скажите, чувствуете ли вы потребность сердечную — веровать в Бога, любить и благодарить Его, каяться пред Ним во всех грехах ваших, коими вы ежеминутно оскорбляете Его?
— Господь возлюбил нас любовию вечною, праведною и святою, и, дав нам столько благ в здешней жизни, Он приготовил нам безконечную жизнь, полную безчисленных неоцененных радостей в будущем веке вместе с ангелами и святыми угодниками.
Скажите, после этого, как мы должны любить Его? Именно, всем сердцем, всею душою и всем разумением.
А что же мы? Мы иногда и разуметь не хотим, сколько безмерны Его к нам любовь и благость.
Мы полюбили без меры себя, мир прелюбодейный и грешный, плоть свою, ея мимолетныя удовольствия, — прилепились сердцем ко всякой суете.
Глупые, мы любим, что должны презирать, и не любим Господа, Свой вечный живот, своего Спасителя, Промыслителя всещедраго, своего Пищедавца и Светодавца.
Оставили Господа, Источник воды живой и выкопали себе дырявые колодцы, которые не могут держать живой воды.
Оттого мы и бедствуем всячески и бедствиям нашим нет конца.
Что нам главным образом препятствует любить Бога, иметь всецелую к Нему преданность?
Именно — наше самолюбие, наше пристрастие к земным, именуемым благом.
Поэтому главная заповедь есть наше самоотвержение.
— Кто хочет идти за Мной, отвернись себя и возьми крест свой и иди за мной. (Лук. 9, 23).
Апостолам Своим Он заповедал:
не берите с собою ни сумы, ни хлеба, ни при поясе меди, и не имейте по две одежды (Марк. 6, 8),
чтобы не иметь ни к чему привязанности, а всем сердцем отдать себя Богу и Его промыслу и стремиться к небу и к нашему вечному отечеству и больше всего заботиться о спасении душ человеческих.
И они возлюбили Бога всем сердцем и всю жизнь предали Ему, даже до смерти, пострадав за Него с радостью.
Вот образец любви к Богу и ближнему. Постараемся же, дорогие братия и сестры, так возлюбить Его.
Аминь. |