Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> "...да узрите благая Иерусалима вся дни живота вашего..." 2012 г. День 3-й.

"...да узрите благая Иерусалима вся дни живота вашего..." 2012 г. День 3-й.

Паломничество на Святую землю
 

И узриши благая Иерусалима… 2012 г. День 3-й.

В третий день нашей жизни на Святой земле почти все пожелали причаститься Святых Христовых Таин.

Рано утром, в 5-30, мы  отправились в вифлеемский храм Рождества Христова, что построен над пещерой, в которой совершилось первое пришествие на землю Господа нашего Иисуса Христа.

Мы шли по утренним улочкам древнего города, над которыми ещё не погас узкий серп Луны (удивительно видеть его не вертикальным, как в наших широтах, а лежащим) к родившемуся здесь Господу по той же дороге, по которой, может так статься, усталый ослик вёз непраздную юную Марию.

Вокруг ранние торговцы открывают двери лавчонок, над которыми подчас можно увидеть довольно курьёзные надписи.
Вот, например, ободранные грязно-зелёные дверки, над ними красуется горделивая надпись по-французски: Toutchicparisien – Всё французское великолепие.
Восходящее Солнце на глазах наполняет красками серые ночью здания и пейзажи.
Идём почти всё время по рынку. Слева проходим действительно величественное здание Сирийской православной церкви, справа – одна из мечетей.
Перед нами широкая площадь и Храм.
Пока что колокольня подсвечена, как и почти все храмы в городе. Вход ещё закрыт.
Мы оказались первыми, желая успеть приложиться к святыням до начала службы.
О входе непосредственно в православный  храм ст?ит упомянуть отдельно.
Он так мал, что ни один взрослый человек не может войти, не склонившись.
Раньше это была стрельчатая арка, но во времена, когда Вифлеем завоевывали персы, арабы и другие кочевые народы, они попирали святое место, заезжая в храм на лошадях, и православные заложили вход, оставив лишь небольшой проем.

Католический придел оказался открытым, мы входим через него и попадаем в классический монастырский дворик с галерейными анфиладами по периметру и зелеными насаждениями в центре.
В храме полумрак и тишина. Это один из самых древних сохранившихся на своём месте христианских храм на нашей планете.
Построен этот храм равноапостольной царицей Еленой в начале четвёртого века, во время ее паломничества по Святой Земле.
Сохранились мозаичные полы того времени.
Конечно, современный культурный уровень гораздо выше. Деревянные очень высокие потолки, множество лампад.
Это базилика – первый тип христианского храма.
Для первых – не катакомбных – храмов использовались уже существовавшие помещения.
Зачастую это были просторные государственные (отсюда название: василевс или базилевс – государь, царь; базилика – принадлежащее государству) здания, порой – хорошо проветриваемые зернохранилища.
Они прямоугольной формы, внутри разделены двумя рядами колонн на три части – нефы, которые в будущем были преобразованные приделы. 

Справа от великолепного алтаря, сооруженного трудами Русских императоров Александра ІІІ и Николая І – крутые ступеньки вниз, они ведут в пещеру.
Но не сразу мы попадаем к месту Рождества.
Перед православной Божественной Литургией служится католическая месса.
Сегодня католиков совсем немного, а служба непродолжительна.
Так что вскоре мы попадаем к серебряной звезде, обозначающей место Рождества.
Она находится под престолом, на котором священник совершает проскомидию – приносит бескровную жертву.
Потом преклоняемся перед яслями, куда Богородица положила новорождённого Спасителя.

Перед Литургией совершается Утреня и после восьмой песни канона с верхнего храма в пещеру входит духовенство во главе с Митрополитом Вифлеемским – Феофилактом.
Литургию совершает местный священник, арабского происхождения.
Ему сослужат три священника с Украины: о. Александр, о. Григорий и о. Андрей Дудченко.
Поют три греческих священнослужителя во главе с местным митрополитом.
Богослужение совершалось на греческом, арабском и церковно-славянском языках.
Пещерка невелика, очень душно. Горит много лампад, свисающих на кронштейнах с потолка, все молящиеся хотят быть поближе.
Многие расположились на ступеньках, кто-то стоит у входа, уже в самом храме.

Для причащения же все поднимаются наверх. Выносят две чаши.
Нашу группу причащает отец Григорий, отец Александр стоит как простой пономарь, вытирает нам губы после Причастия.

Скорее всего, осознание полноты милости Божией к нам, грешным, придёт какое-то время спустя, а пока что мы спешим на завтрак, чтобы сразу же отправиться на место Крещения Господа.

Паломничество на Святую землю
Паломничество на Святую землю
В ожидании Литургии
Литургия в пещере Рождества
Паломничество на Святую землю
Паломничество на Святую землю
Митрополит Вифлиемский Феофилакт
Паломничество на Святую землю
Паломничество на Святую землю
Со страхом Божьим и верою приступите...
Паломничество на Святую землю
Тело Христово приимите, Источника Бессмертного вкусите..


Выезжаем за бетонный забор, ограждающий Вифлеем, причём сегодня в автобус поднимаются двое вооружённых автоматчиков: совсем молодые юноша и девушка.
Задают формальный вопрос о паспортах и, не заглядывая в них, проходят через салон и выходят в задние двери.

Проезжаем по Иерусалиму, направляемся к уже знакомой нам Иудейской пустыни, то теперь на восток, к Иордании.
Пейзаж меняется. Вокруг пальмовые рощи. Вот как у нас, скажем, яблоневые сады.
Чаще встречаются бедуинские шатры – «халабуды» на шестах, покрытые кусками какого-то полотна.
Иногда рядом пасутся тощие козы и овцы, лежит не менее спортивного вида верблюд. 

На подъезде к Иордану оказываемся в зоне минных полей.
Едем по узкому проходу, отгороженному колючей проволокой.
Всюду надписи на разных, включая русский, языках: «Осторожно, мины!».
Этот доступ к месту Крещения Спасителя, после долгих лет существования запретной зоны, был открыт только весной этого года.

На противоположном берегу совсем неширокой реки грузинский православный монастырь, греческий храм в честь Иоанна Предтечи, Русский Паломнический Центр, расположившийся на участке земле, которую недавно Иорданский король Абдала подарил Российскому президенту В. Путину для устроения духовного центра РПЦ.

Все наши паломники переодеваются в белые хитоны - специальные рубашки для погружения в священные воды Иордана.
Отец Александр освящает воды, а затем с пением Крещенских песнопений каждого трижды окунает в воду, совершая традиционное Иорданское благословение.
Подъезжают другие группы, на противоположной стороне, за границей, плавают иорданцы.

Освежившись и омывшись священными водами Иордана, мы уже не чувствуем непривычной жары, обжигающего воздуха.
И направляемся в монастырь прп. Герасима Иорданского, того, который стяжал такую благодать, что вылечил льва, который потом верно служил преподобному.
Именно здесь подвизался прп. Зосима, встречавшийся с прп. Марией Египетской (она спасалась по ту сторону Иордана).
На выжженной равнине с пожухлыми колючими и кустарниками  то здесь, то там столбами вихрящегося песка – смерчами – неожиданно вырастает настоящий оазис.
Всё зеленеет, цветёт, радует глаз свежестью. А подвизается в этом монастыре всего 1 насельник.
Сразу за воротами обители нас благословляют иконами, свечами, наливают прохладного напитка.
Такова традиция восточного монашества: прежде всего утолить жажду путника.
Поднимаемся в храм, славим в песнопениях великого святого и иных, подвизавшихся с ним. Любуемся мозаичными полами и панно.
Мозаичные изделия делают прямо на территории монастыря: можно зайти в мастерскую и поучиться, а при желании можно и купить.

Направляясь к Горе искушений, въезжаем в Иерихон, древнейший из городов мира, расположенный в самой нижней точке нашей планеты (430 м. ниже уровня моря).
Первое поселение существовало на этом месте еще много тысячелетий до Р.Х.
Он связан с именами Иисуса Навина и вошедшими в поговорку Иерихонскими трубами, от звука которых рухнули стены города.

Здесь жила блудница Роав, которая приняла еврейских соглядаталей (разведчиков), тем самым оказала неоценимую услугу богоизбранному народу, за что при разрушении города Господь сохранил ей жизнь.
Также в этих местах подвизались пророки Илия и Елиссей.
Здесь находились дворцы царей Маккавеев и Ирода…
Sic
transitGloriamundi - Так проходит слава мира, – говорили древние.

К началу же 20-го столетия на этом месте была жалкая бедуинская деревушка. Англичане, ставшие хозяевами этой территории, стали товарными вагонами завозить сюда жителей Африки, их рабским трудом построен современный Иерихон.   
Новозаветный эпизод жизни Иерихона – о мытаре Закхее, малом ростом, но так захотевшем увидеть Господа, что влез на сикамору.
За свое желание увидеть Христа, он был вознагражден прощением и благословением, когда Спаситель посетил его дом.
Ствол этого дерева окружён стеклянным колпаком.
Сейчас на этом месте греческий монастырь в честь пророка Божия Елисея.

Приближаемся к Горе искушений.
Батюшка волнуется: все ли смогут перенести жару и влажность, и пусть не очень длинный и не столь уж крутой, но подъём.
Несколько человек остаются в тени и прохладе у источника Елисея, остальные по канатной дороге (несколько троек вагончиков) поднимаются на гору.
Неожиданно для нас зноя не оказалось: ко времени нашего прихода Солнце повернуло за гору, и мы шли в приятной тени вверх, к месту, где Господь наш постился в течение 40 дней и был искушаем дьяволом.
Отсюда прозвучали заповедью и для нас ответные слова Господа:

«Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
С этого места  Богочеловек был перенесён на крыло Иерусалимского храма, где Господь заповедал нам сохранять здравое рассуждение в  вопросах веры и спасения, избегать прелести и не искушать «Господа Бога напрасно».
Здесь прозвучало повеление «только Господу Богу Одному поклоняться», не прилепляясь сердцем ни к чему из благ временных: власти, славе и богатству.
Необходимо отметить, что все свои контр аргументы на сатанинские искушения Иисус Христос брал из Библейских текстов, тем самым указал нам, православным христианам, на непобедимое оружие – меч духовный, которым есть Слово Божие.

Единственный в мире монастырь, посвящённый Искушению Господа нашего.
Нет тропаря, нет службы, здесь принято петь Великий покаянный канон прп. Андрея Критского.
Мы поднялись в пещеру, где Господь провёл 40 дней и ночей в посте и молитве в начале Своего служения людям, каждый молился о сокровенном, о самом важном – прощении грехов и о том, чтобы устоять в искушениях и жизненных испытаниях.
Поднялись в храм, по узкой щели вдоль скалы спустились на терраску, откуда открывается вид на всю широкую долину до гор в Иордании.

И, завершая молитвенный день, поехали на Мёртвое море – уникальное творение Божие, который предлагает нам удивительные целебные природные средства для уврачевания телесных недугов.
Мы провели здесь немного времени, благодаря Бога за Его милосердие, вдыхая солёноватый воздух пустыни.
Батюшка рассказывал нам о лежащей за горами Иордании, о горе Нево, откуда пророк Моисей созерцал Землю Обетованную, где он вскоре умер и был погребен, о местах рождения и вознесения на огненной колеснице пророка Илии, о дворце царя Ирода, где было усекновение главы Иоанна Крестителя, о месте подвигов святой прп. Марии Египетской.

День догорал, меркли краски.
Из нежной симфонии голубого, серо-розового, нежно-зеленоватого всё: море, горы, земля становилось холодновато-серым.

Слава Тебе, Господи, за прошедший день! Сохрани нас и для завтрашнего.

Паломничество на Святую землю
Паломничество на Святую землю
Иордан. Место Крещения Спасителя
Мертвое море

 



Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 31