|
|
Мы совершаем сегодня
сразу два праздника, но оба они – о Едином.
Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве
Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе,
Им воспринятой.
Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась
именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа
– о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.
|
В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышали за всенощным
бдением, что он богатством добродетели все плотское мудрование
подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные
страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия
обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим
подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба
за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах,
или Ипостасях Святой Троицы.
Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были
в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения,
что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству,
и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь.
Апостол Павел пишет к Ефесянам:
Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса Христа… да даст
вам… верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные
и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что
широта, и долгота, и глубина, и высота (Ефес. 3, 14-18).
На святом Василии Великом эти слова исполнились в полной мере, потому
что он умел быть чутким ко всему, что несет нам Божественное Откровение.
Никто еще не обрезал душевные и телесные страсти без живой веры
в Христа – Бога и Человека.
Не имеет спасительной веры тот, кто признает во Христе только
Человека и отрицает Его Божество.
Но такой веры не имеет и тот, кто верит в Христа, как в Бога,
и не видит в Нем Человека.
Христос принимает обрезание именно как Человек.
Евангельское повествование об этом событии немногословно: По прошествии
восьми дней после Рождества, когда надлежало обрезать Младенца,
дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
Напомню, что Иисус в переводе с еврейского значит Бог спасает.
И обрезание Он принял также нашего ради спасения.
Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон и показать
нам через это, что и мы должны исполнять все, что Он нам заповедал.
И, во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть – это плоть
человека, что Он – не призрак, не Дух бесплотный, не видение
в образе человека, а Сам Человек.
Чтобы мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду Он
напоминает о Своем Божестве.
В Евангелии говорится, что после праздника Пасхи Он остался в
храме, и Иосиф с Божией Матерью не заметили этого. Через три дня
они вернулись в храм и нашли Его, сидящего посреди учителей, слушающего
их и спрашивающего их; и все слушавшие Его дивились разуму и ответам
Его.
И Он говорит Своей Матери: Зачем было вам искать Меня?
Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу
Моему?
И дальше Он снова пошел с ними домой, в Назарет, и там, как Человек,
был в повиновении у них.
Христос показал нам Свое человечество и Свое Божество
и во многих других случаях.
Точнее всех говорит об этом святой Лев Великий.
Он указывает, что свойства той и другой природы соединились во
Христе таким образом, что каждая действовала, как ей свойственно,
но при этом
«Один и Тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий.
Что рождается плоть, – этим обнаруживается человеческая природа;
что рождает Дева, – это доказывает божественное могущество.
Смиренные пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов
возвещают величие Всевышнего.
Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку.
Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке подать
воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности
моря, но заставить улечься вздымающиеся волны, запретить буре,
– без сомнения, свойственно Богу.
И…, как не одной и той же природе свойственно плакать от чувства
жалости об умершем друге и властным словом вызвать его опять к
жизни из четверодневного гроба, или висеть на дереве и, обратив
свет в ночь, заставить содрогнуться все стихии, –
Так не одной и той же природе свойственно говорить: Я и Отец одно,
и говорить: Отец Мой больше Меня.»
Вот о чем напоминает нам праздник Обрезания.
И мы, идя вслед за Христом и обращаясь к нашим святым, как и они,
обрежем духовным мечем свои душевные и телесные страсти, прежде
всего – нашу самость, гордыню и себялюбие, от которых берут начало
и прочие.
Только тогда мы сможем уразуметь, как пишет апостол, превосходящую
разумение любовь Христову и исполниться полнотою Божией (Ефес.
3, 19).
Господь всех претерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи.
Потерпим и мы болезненное чувство от расставания с грехами, чтобы
быть с Господом.
Аминь.
Тропарь Обрезанию Господню
На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем Безначальным
и Божественным Твоим Духом,
благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя
Твоея Матере, Иисусе;
сего ради и обрезан был еси, яко человек осмодневный.
Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему,
слава снисхождению Твоему, едине Человеколюбче.
Источник: Правмир
Проповедь священника Михаила Немнонова
|