Гимну во славу Иисуса Христа, который воспевался Церковью в самые первые десятилетия ее существования, и отрывок которого предлагает нам воскресное чтение, – этому гимну посвящены многие сотни страниц ученых исследований.
И не удивительно: это один из тех текстов Писания Нового Завета, которые отражают самое плодотворное время в развитии христианского богословия.
В гимнах христиане ранней Церкви воспевали спасительные деяния Божии, которые они усваивали в Крещении и переживали в своей новой жизни во Христе.
Вот что удивительно, безотносительно к содержанию гимна, – удивителен сам факт его существования, который наводит на некоторые размышления.
Мы видим, что Церковь в то далекое апостольское время не только интенсивно жила новой жизнью в Духе, в ней не только развивалось высокое богословие, но она выражала свою радость обновления в поэтическом и литургическом творчестве, она создавала и пела гимны, прославляя в них Бога и Спасителя!
Книги Нового Завета свидетельствуют нам об этом творчестве: Песнь Богородицы, Ныне отпущаеши, Пролог Евангелия от Иоанна, многочисленные гимны, рассыпанные по посланиям Апостола Павла и Книге Откровения….
В последующие века – бесчисленные прекрасные песнопения, которые, вместе с ветхозаветными Псалмами, доныне украшают наши богослужения.
И вдруг… всё оборвалось.
В Церкви иссякло творчество, она больше не находит поэтических слов, в которых она могла бы выразить свои чувства и мысли.
И произошло это не вчера.
Вот уже несколько столетий Церковь лишь заученно повторяет старые прекрасные песни.
Не заставляет ли этот факт задуматься над тем, что с современными христианами происходит что-то неладное?
Но обратимся к нашему тексту.
Он начинается с призыва возблагодарить небесного Отца за то, что Он избавил нас от власти тьмы и ввел нас в Царство света.
Власть тьмы и власть света, сыны тьмы и сыны света, – эти образы в Священном Писании описывают два противостоящих друг другу состояния человека.
Одно – погруженность в мирское и преходящее.
Другое – устремленность в божественное и нетленное.
Человек, конечно, может и должен устраивать свою жизнь в этом мире.
Но найти в нем смысл, цель, уверенность и покой человек, неся на себе груз греха, никогда не сможет.
И это понятно, так как человек сотворен по образу своего Создателя.
И при всей греховной искаженности своей природы, он будет всегда тосковать по своему Первообразу, по Богу.
Тщетны поиски опоры своей жизни в бесчисленных кумирах и идолах этого мира.
Они могут быть откровенно низменными, могут принимать возвышенный вид, но всегда останутся опорами ложными.
Мир, не спрашивая человека, держит его в постоянной зависимости от всяческих «престолов, господств, начал и властей», будь то законы природы, будь то законы социальной жизни….
Но человек в поисках себя и смысла своего существования часто и сам осложняет себе жизнь многочисленными зависимостями, в которые он дает себя увлечь.
Он жаждет Бога, но «тьма века сего» слепит ему взор и он добровольно отдает себя в рабство всяческим ложным «богам» – в природе и в обществе, в семейной и личной жизни, в низменных страстях и в высоких идеях, в науке, в искусстве и даже в религии.
При этом он утрачивает свою связь с Богом, источником его жизни, и в его душе гибнет то, что, собственно, делает его живым.
Послание к Колоссянам напоминает об этой опасности.
Власть мира со всеми его идолами над человеком, в конечном счете, есть порабощение.
И под этой сатанинской властью находились бы мы все, если бы не то избавление, которое принесло людям пришествие в мир Сына Божия, Его искупительная смерть, спасительное воскресение и введение нас, верующих, в Царство Света.
Благодарение Богу Отцу за Его благодатный дар избавления выливается в торжественную песнь, прославляющую Сына Его любви, Иисуса Христа.
Гимн Христу как началу и цели всего творения – одна из вершин новозаветного богословия.
«Приблизилось Царствие Божие».
Такое Евангелие провозгласил миру Иисус Христос.
Это Сам Иисус Христос приблизил Бога миру, сделал недоступного Бога доступным.
Это в Нем мы прозреваем «образ невидимого Бога».
Более того: Иисус Христос – выше всего творения, Он – начало всего.
Все на небе и на земле сотворено через Христа и во Христе.
Все космические силы судьбы, всё, что нам грозит гибелью, во Христе лишается своей власти, ибо всё создано в Нем и подчинено Ему.
Более того: во Христе творение не только имеет свое начало, но обретает свой смысл и цель.
Все направлено к Нему и все для Него сотворено.
Более того: Христом все держится, все не распадается: Он – устрояющий и объединяющий принцип всего мироздания, которое благодаря Ему становится гармоничным космическим Телом, управляемым главой – Христом.
И это господство Христа над миром проявляется в Церкви, в которой Его власть становится присутствующей реальностью.
Более того: во Христе как начале заложено будущее, ибо Христос есть не только первенец в творении, но также первенец из мертвых.
Он – Первый во всех отношениях.
Без Него я – ничто. Только в Нем и только с Ним я – живу!
|