Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Великий вторник. Се, Жених грядет в полунощи...

Великий вторник. Се, Жених грядет в полунощи...


Притча о мудрых и неразумных девах. Липгарт Э.К., 1886 г.

Читайте также:
На утрени Великого вторника вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22 глава с 15 стиха и 23 глава):

Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию,
к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия,
которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них:

«Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).

Звучащая в первые три дня Страстной седмицы песнь «Се, Жених грядет в полунощи» напоминает нам притчу о десяти девах,
которые, взяв светильники, вышли навстречу Жениху.
Здесь пять мудрых и пять неразумных дев обозначают всех христиан; из них одни мудры – по своей вере, добродетельной жизни и готовности к смерти,
а другие неразумны – по своему маловерию и равнодушию, порочной жизни.

Светильники – это души наши, масло – милостыня и другие добрые дела.
Жених в этой притче – Сам Иисус Христос.
Все мы выходим навстречу Ему: сначала на частный суд после смерти, а потом и на общий – после воскресения из мертвых.
Жених медлит, то есть не пресекает нашу жизнь смертью, ожидая от каждого человека покаяния.
Но люди, не предвидя конца своей жизни и всего мира, беспечно погружаются в сон.

И вот в полночь раздается крик о приходе Жениха.
Тогда все встрепенулись и зажгли свои светильники, то есть напрягли свое душевное внимание.
Хорошо мудрым христианам: они запаслись добрыми делами, и души их будут гореть любовью к Господу.
Плохо неразумным: их души начнут угасать, предвкушая муки ада; они спохватятся и пойдут за елеем к продающим,
то есть пойдут искать случая делать добрые дела, но в это время придет Жених, и двери в Его чертог закроются.
Итак, – заключает Господь притчу, – бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий.

Мы слышим, как Господь называет лицемерами фарисеев, которые выделяли себя из еврейского народа соблюдением наружной набожности и древних преданий, скрывая холодность и бездушие под внешней обрядовой ревностью.


Притча о талантах. Эжен Бернанд

Мы вспоминаем о данной нам в крещении благодати – о золотом таланте (талант – высшая греческая денежная единица),
который можно приумножить, а можно зарыть в землю, так что потом и это богатство, которым мы пренебрегли, отнимется у нас.

Мы видим картины последних времен и Страшного Суда, о дне и часе которого не знают даже ангелы небесные.

Церковь призывает нас быть в эти дни рядом со Христом, слушать заповеди Его и выполнять Его волю:
Он теперь идет на добровольное страдание для того, чтобы спасти нас…

И многократно повторяется в храме:

«Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…»

В песнопениях этого дня Святая Церковь настойчиво внушает нам обязательность духовного бодрствования и религиозно-нравственного совершенствования, взывая:

«Жениха, братие, возлюбим, свещы своя украсим, в добродетелех сеяющи и вере правой: да яко мудрыя Господни девы готови внидем с Ним на браки»;
«приидите, вернии, делаим усердно Владыце: подавает бо рабом богатство, и по равенству кийждо да многоусугубим благодати талант:
ов убо мудрость да приносит делы благими, ов же службу светлости да совершает; да приобщается же словом верный тайны ненаученному, и расточает богатство убогим другий: сице бо заимованное многоусугубим, и яко строителие вернии благодати, Владычния радости сподобимся».

Тропарь, глас 8-й: Песнопения Страстной Седмицы

Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа.
Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи:
Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Кондак, глас 2-й:

Час, душе, конца помысливши и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай,
окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова.

В этот день вечером (в среду) последний раз совершается великопостное великое повечерие.



Архимандрит Кирилл (Павлов)

Слово в Великий Вторник

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками.
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15), — говорил Спаситель Апостолам.

Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям:
Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2).

Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников обещанием, что не оставит их.

Но вместе с тем Господь не скрывает от них и того, что и их, и всех вообще христиан ожидает такая же участь, как и Его — их Божественного Учителя:

Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего.
Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 20, 18 и 19).

И снова, видя их скорбными, Господь утешает их:

В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, и Сам Я буду с вами до скончания века.
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам…
Да не смущается сердце ваше и да не устрашается
(ср.: Ин. 16, 33; 14, 16; ср.: Мф. 28, 20; Ин. 14, 27).

Господь просит Своих учеников, чтобы они пребывали в Нем и исполняли Его заповеди, ибо без Него они не могут творить ничего:

Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
Я иду приготовить место вам. И… приду опять (Ин. 15, 4, 7; 14, 2, 3).

Господь утешает их, открывая, что за скорбями последует радость, что им уготована награда в Будущем Царстве.
И поскольку учеников Его интересовал вопрос, каким будет Пришествие Господа на землю, то Спаситель возвещает им ту Божественную истину,
что в скончание мира Он придет со славою великою судить живых и мертвых и всех веровавших в Него искренно и с покаянием до конца жизни своей пребывших сподобит Царствия Своего, а неверовавших или отвергшихся, без покаяния до конца жизни пребывших, осудит на муку вечную.

Когда это будет? (Мф. 24, 3) — спрашивали ученики.
Но Господь отвечал им, что о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24, 36).
Таким образом Священное Писание сохраняет в глубокой тайне и не открывает нам определенно времени Второго пришествия для того, чтобы мы всегда соблюдали себя в чистоте и непорочности и готовы были встретить Господа во всякое время.

Поэтому-то Господь и предостерегает учеников:

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
Но как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. Итак, бодрствуйте. (Мф. 24, 42; ср.: Лк. 17, 26 и 27, 30; Мф. 25, 13).

В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих.
Душевный сон — это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни.
Для того, чтобы глубже напечатлеть в нас чувство опасности, необходимости бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной дремоты,
Господь рассказал притчу о десяти девах, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении.

Эта притча научает нас тому, чтобы, приняв веру, мы сопровождали ее добрыми делами, которыми только и может поддерживаться наша духовная жизнь.
Неразумные девы, вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для своих светильников елея добрых дел.
Мудрые же вместе со светильниками запаслись и добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха.
Так и наша жизнь должна вся быть приготовлением к встрече с Господом, а для этого на всем протяжении ее должны мы непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к Богу, Источнику любви, и к ближним.

Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цель нашей жизни — озарение души светом Христовым, ее спасение и уготовление к Вечному Царству.
Будем трезвиться, чтобы войти в Небесный чертог с мудрыми девами и сподобиться от Господа вечных благ.

Аминь.



Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 35