Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Неделя 5-я по Пятидесятнице. Христос – конец Закона, и праведным теперь становится всякий верующий!

Неделя 5-я по Пятидесятнице. Христос – конец Закона, и праведным теперь становится всякий верующий!

Иисус Христос
Читайте также:
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

(Рим. 10:1-10)

Русский перевод архимандрита Ианнуария:

1 Братья! Желание моего сердца – спасение Израиля, и о них моя молитва к Богу.
2 Я свидетельствую: есть у них ревность в служении Богу, но нет у них истинного разумения.
3 Ибо, не признавая праведности от Бога и стремясь вместо нее поставить свою собственную праведность, они праведности от Бога не подчинились,
4 потому что Христос – конец Закона, и праведным теперь становится всякий верующий.

5 О праведности по Закону Моисей пишет так: «Человек, соблюдающий заповеди, тем самым будет жив».
6 А праведность по вере говорит так: «Не говори в сердце своем: Кто бы взошел на небо?» (это чтобы оттуда Христа низвести);
7 или: «Кто бы сошел в бездну?» (это чтобы из мертвых Христа возвести).
8 Но что же говорит она? «Близко к тебе это Слово: оно в устах твоих и в сердце твоем», – то есть Слово о вере, которое мы возвещаем.
9 И если ты будешь исповедовать устами своими, что Иисус – Господь, и будешь верить сердцем своим, что Бог воздвиг Его из мертвых, то будешь спасен,
10 ибо сердцем верят – к праведности, а устами исповедуют – к спасению.

Центральное слово прочитанного отрывка – «праведность», или «правда» в церковнославянском варианте.
Собственно, это – одно из ключевых слов Библейского богословия вообще.
Что же касается Послания к Римлянам, то в нем оно и в самом деле «ключевое», то есть тот ключ, который открывает дверь в самую острую проблему иудейской среды, из которой вышел апостол Павел.
Речь идет о проблеме «правды (или праведности) Божией».
Следует заметить, что слова «правда» и «праведность» – разные переводы одного и того же слова оригинального греческого текста.
Просто контекст диктует переводчику, какой из этих двух переводов предпочтительнее употреблять в том или ином случае.

Если обратиться к библейским источникам понятия «правда», то смысл его лучше всего отражают такие слова как «надежность» и «верность».
Так, например, когда говорится о «правде Божией», то чаще всего имеется в виду надежность, верность Бога: на Бога можно положиться, Он верен
Своему Слову, Своим обетованиям, Своему творению, верен и Своему народу, который Он «отделил Себе в удел из всех народов земли» (3Цар. 8:53).
И вот это последнее, то есть верность Бога избранному народу, со временем стало подвергаться сомнению.
В самом деле: проходят столетия, но участь Израиля остается прежней.
Одни захватчики сменяются другими: вышедший из египетского рабства народ снова попадает из одного рабства в другое.
Где же обетования Божии, данные Аврааму? Где правда Божия? Когда она из предмета веры и надежды станет реальностью?

И вот Послание к Римлянам начинается с великого утверждения апостола:

Ныне правда Божия стала реальностью, она открывается в Евангелии Иисуса Христа, в Его Слове о спасении всякого верующего:
«Я не стыжусь благовествования Христова», – пишет апостол Павел, – «потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. Ибо в нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет» (Рим. 1:16-17).
И всё дальнейшее в Послании посвящено доказательству этого тезиса:
Именно вера в Иисуса Христа, «нас ради» умершего и «нашего ради спасения» воскресшего, приносит всем людям праведность, которая «по вере», а не «по Закону», от Бога, а не от наc, как дар благодати, а не как плата за наши заслуги, чаще всего мнимые.

Спасение – всем людям, – утверждает апостол, – Иудеям и Еллинам!
Но вот это «всем людям» вызывало сопротивление большинства иудеев, вызывало обиду и отторжение.
Ибо в известном смысле приравнивало иудеев язычникам! И это было соблазном для иудеев: они «преткнулись о камень преткновения» (Рим. 9:32).
Израиль отверг Иисуса Христа, не уверовал в своего Спасителя, что приносит апостолу Павлу великую печаль и непрестанное мучение его сердцу (Рим. 9:2).
Он размышляет о трудной судьбе своего народа и молится о его спасении.
Этими словами о молитве за Израиль открывается прочитанный сегодня отрывок.

Апостол свидетельствует о глубоком уважении к религиозной «ревности» Израиля.
Ведь и сам он до своего призвания и обращения был страстным «ревнителем отеческих преданий» (Гал. 1:14).
Однако уважение к религиозному усердию Израиля не препятствует ему со всей определенностью говорить о том, чтo ныне отличает иудеев от христиан.
Отличает же иудеев отказ признать, что в Иисусе Христе действовал Сам Бог для спасения всех людей, что в Иисусе Бог даровал нам праведность. Поэтому ревность Израиля о Боге стала религиозным усердием «без разумения» (каким было и усердие самого апостола Павла перед его призванием, пока он был просто Савлом).
«Без разумения», конечно, не означает без знания того, чтo израильтяне отвергают (ведь и Савл знал, чтo и кого он преследовал, иначе бы он и не преследовал!).
Но их знание было ложным, оно вело не к признанию, не к послушанию истине, но к помрачению их сознания:

«Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня» (Рим. 11:8).
Страстное усердие Израиля было направлено мимо истины и против истины.
После откровения в Иисусе Христе, после Его Евангелия стало ясным, что стремление Израиля к праведности в рамках послушания Закону Моисея было тщетным стремлением утвердить перед Богом собственную праведность вместо принятия праведности от Бога, дарованной в Иисусе Христе. –
И здесь апостол высказывает свой основной тезис:
«они не починились праведности от Бога», потому что они чувствовали, интуитивно понимали, что «Христос – конец Закона».
Вероятно, то же чувствовал и Савл, когда он гнал Церковь.

Признать Христа – значит пойти дальше и выше Закона, дальше и неизмеримо выше упования на свои законные заслуги, ибо концом и целью Закона является Христос, и праведным теперь становится всякий верующий не в свои заслуги, а в благодатный дар Божий в Иисусе Христе.

Но иудеи выходить за пределы Закона не хотят! Они не желают с ним расставаться. Потому и не покоряются истине Евангелия.

Апостол Павел очень образно противопоставляет «Закон» и «праведность по вере».
Если Моисей о «праведности по Закону» пишет, то новая «праведность по вере» говорит, как бы возвышает свой живой голос.
Как тут не вспомнить противопоставление буквы и Духа: «буква убивает, а Дух животворит» (2Кор. 3:6).
Если Моисей пишет отстраненно, обращаясь к человеку вообще, в третьем лице: «исполнивший его человек жив будет им» (Лев. 18:5), то вера говорит «на ты», обращается к сердцу человека: «Не говори в сердце своем: Кто бы взошел на небо?».
Если Моисей связывает обетование жизни с неким условием (жив будет только тот, кто будет соблюдать заповеди Закона), то праведность по вере дается без условий, она приходит к человеку сама, она близко.

Апостол Павел при этом цитирует книгу Второзакония: «весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор. 30:14).
Но ведь Второзаконие говорило о «слове заповеди Закона».
На каком же основании апостол Павел относит эти слова ко Христу?
– Дело в том, что уже задолго до апостола Павла иудейские книжники в том «близком Слове» признавали Премудрость Божию, которую они отождествляли с Законом.
Об этой Премудрости Божией написано:

«Кто взошел на небо, и взял ее, и снес с облаков? Кто перешел моря и нашел ее?
Нет никого, знающего путь ее, ни помышляющего о стезе ее.
Но Знающий всё знает ее. … Он нашел все пути Премудрости и даровал ее … возлюбленному Своему Израилю. …
Вот Книга заповедей Божиих и Закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить …» ( Вар. 3:29-32.37-38; 4,1).

Но для апостола Павла явившаяся на земле Премудрость и праведность от Бога есть Христос (1Кор. 1:30)!
Эта Премудрость сошла с небес, она воскресла из бездны преисподней, она близка в Слове веры, которое возвещают апостолы.
Подразумевается древнее исповедание веры, или, точнее, два исповедания.
Одно возглашалось в церковном собрании верных: «Иисус – Господь!», другое исповедали как «символ веры» перед крещением: «Бог воскресил Его из мертвых».
И эти слова веры даруют человеку радостную убежденность в том, что он соединен с Господом и, следовательно, перед ним открыта дверь в спасение и в жизнь вечную.



Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 169