Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> 2 января - Собор Пресвятой Богородицы

2 января - Собор Пресвятой Богородицы

Рождество Христово
Читайте также:
Сегодня Святая Православная Церковь празднуется Собор Пресвятой Богородицы, память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника.

Святой и праведный Иосиф Обручник Пресвятыя Девы Марии - «Безвестностью вечную славу обретший»

Праведный Иосиф Иосиф Обручник, обрученный муж Пресвятой Девы Марии (Мф. 1, 18 и след.).
Он по прямой линии происходил из рода царя Давида, но находился в бедности и, проживая в глухом Назарете, занимался плотничеством.

Блаженный Иероним Стридонский, христианский писатель IV-V веков, писал о роли Иосифа в Воплощении Спасителя так:
«Почему Он (Христос – прим. ред.) зачинается не просто от Девы, но от обрученной мужу?
Во-первых, чтобы показать происхождение Марии через родословие Иосифа; во-вторых, чтобы Она не была побита камнями как будто прелюбодейка; в-третьих, чтобы во время бегства в Египет она могла иметь защиту в лице [мнимого] супруга.
Мученик Игнатий указывает еще и четвертую причину, по которой Он зачат был от обрученной; это для того, говорит он, чтобы рождение Его было сокрыто от дьявола, чтобы дьявол считал Его родившимся от замужней жены, а не от Девы».

Вторит Блаженному Иерониму текст молитвы из православного Акафиста Иосифу: «…якоже ограждал еси Всенепорочную Деву от клеветы человеческия».

Еще один важный момент этого эпизода библейской истории. Необходимость подвига – подвига веры.
Вера в Бога – это, прежде всего, вера Богу.
Но эта вера может оставаться как бы непроявленной, умозрительной, пока человек не скажет в самой глубине своей:
«Да, я верю тебе, Господи. И даже если я чего-то пока не могу понять, я все равно уверен, что Ты лучше меня знаешь, как распорядиться моей жизнью, Тебе ведомы все пути человеческие. И поэтому, веди Ты меня, Боже».

Для Иосифа эта вера должна была проявиться в доверии человеку – Марии. Он должен был не просто поверить тому, что она говорит, но поверить в Неё так, как поверил в Нее Господь.
И в этой готовности Иосифа предать свою жизнь в руки Господни, вера Богу соединяется с доверием Марии.
В нем нашлось достаточно доброй воли, достаточно глубины, чтобы вместить и это доверие, чтобы совершить и такой подвиг веры – веры в невозможное. Возможно, это далось ему не так просто, как может показаться.

Мария, которая «не знала» мужа, – то есть его самого, Иосифа, – беременна и говорит, что это Дух Святой образовал в Ее чреве Младенца, Которому надлежит стать Спасителем мира, как об этом говорится в Писаниях.
За Иосифом был Ветхий Завет, закон Моисеев, и никакого «неискусомужнего» зачатия мир не знал.
Во всей дохристианской священной истории подобного опыта не было.
Да, говорилось об этом у пророка Исайи, но попробуй пойми это пророчество многовековой давности да еще и примени его к своему плотницкому дому в Галилее. А о Галилее до Христа, наверное, жители Иудеи могли сказать «Богом забытый городок».

Тогда плотник Иосиф обнаружил иную праведность.
Он еще не поверил Марии, но уже тогда не захотел предать ее общественному суду – а суд был бы жесток.
Если жена беременна не от мужа, значит, ей может грозить самая суровая казнь – побиение камнями.
Так гласит Закон.
Но вот Иосиф хочет поступить вопреки закону, потому что руководит им – любовь.
И любовь выше закона. И милосердие важнее справедливости.

Вот что пишет митрополит Аверкий:
«Когда он помыслил это, ему явился Ангел Господень, который объяснил, что Родившееся в подозреваемой им обручнице,
«От Духа есть Свята», а не есть плод греха, как он ошибочно думает.
«Родит же Сына», продолжал Ангел: «и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Имя «Иисус» – по-еврейски «Иешуа» – и значит «Спаситель».

И Иосиф верит, верит вопреки тому, что – невозможно. Он оказался до конца праведным в своем подвиге веры.
Ведь «невозможное человекам возможно Богу». (Лк. 18, 27).




Святой царь и пророк Давид

Царь Давид Святой царь и пророк Давид был предком по плоти Господа нашего Иисуса Христа.
Младший сын Иессея, в юности Давид пас стада овец, принадлежавшие отцу.
Он отличался глубокой верой, ревностно исполнял волю Божию.
Поэтому во время нашествия филистимлян он Божией помощью одолел в единоборстве великана Голиафа, что решило исход войны в пользу израильского народа.
Претерпев много обид от царя Саула, который видел в нем любимца народа и своего соперника, Давид явил свое незлобие и великодушие.
Дважды имея возможность убить Саула, он не сделал этого.
После гибели Саула и его сына Давид был провозглашен царем южной части израильского государства, а после убийства второго сына Саула - царем всего Израиля.
Он устроил новую столицу - Иерусалим ("Город мира"), а в нем - новую скинию; его великое желание построить вместо скинии храм не сбылось.
Ему было предсказано, что храм построит его сын.
Жизнь пророка Давида была омрачена тяжелым падением: он взял себе жену Урии, а самого Урию послал в сражение на смерть.
Но он же дал и пример великого покаяния, смиренно, с верой неся в дальнейшем скорби, посланные в наказание за содеянный грех.
Образец покаяния святой Давид дал в 50-м псалме.
Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя - Мессии, Господа нашего Иисуса Христа. В Богослужении и личной молитве широко употребляется его Богодухновенная "Псалтирь". (О нем: Цар., Пар.).

Святой апостол Иаков, брат Господень

Иаков брат Господень, апостолАпостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним.
Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви.
Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира.
Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году.
Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава).
Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.

Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь.
Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную.
Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе.

Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства.
Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине.
Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X. ) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан.
При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о распятом?» — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? — громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных».
В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!»
Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю.
Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят».
«Побьем его камнями», — закричали его враги.
Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится».
Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его.
Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание.
Главная цель послания — утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека.
Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, — мертва и не приводит ко спасению.
Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.


Протоиереей Павел Глазунов:

Но более всего мы прославляем Божию Матерь: за ее преданность воле Божией, за то, что она так смиренно послужила этой тайне, безропотно выполняя все, что Господь повелевал совершать в этом служении.
Мы веруем, что от Духа свята она родила Господа нашего Иисуса Христа.
Но не без воли человеческой, не без человеческих усилий и стремлений, и желаний.
Поэтому сегодня мы с вами должны вспомнить и о том, что не только Бог спасает человека, но и сам человек призван к тому, чтобы войти в эту волю Божию и исполнить ее.


Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

Что же принесла с Собою, чем одарила Вселенную скромная Дочь человеческая?

В Своем необъятном сердце Она сумела вместить Невместимого Бога.
Земная Дева, ставшая «Вместилищем Невместимого», достигла немыслимо-наивысшего в союзе с Божественной Любовью – Любовью, Которая есть Бог.

Своей духовной красотою Она освятила весь род людской и вернула сотворению космоса изначальный священный смысл.
Пречистый свет души Богоневесты тихой молитвой «о всех и за вся» излился от земли к Престолу Царя Небесного.
Явление Девы Марии свидетельствовало, что род людской – Ее род – может быть спасен и помилован.

Своею несравненной любовью ко Господу Она призвала Всевышнего и возвратила людям Любовь Божию.
Слабыми земными руками Дева словно бы разорвала цепи вселенской ненависти, самозабвенно откликаясь на извечный зов Создателя к человеку:
«Дай Мне твое сердце!» Всещедрый Бог излил Свою милость на Нее – и «на всех, кто с Ней», на всех заблудших потомков Адама и Евы.

Своим смирением и послушанием Она соизволила Богу сойти в мир.
Скромнейшая Раба Господня, готовая с благодарностью принять для Себя от Владыки и адские муки, Она также благодарной, любящей верой приняла для Себя страшную в своем величии судьбу Богоматери.
И на головокружительной высоте этого удела Пренепорочная оставалась смиреннейшей из людей, считая Себя простым орудием Славы Господней.

Своею чистотою Она свела на землю чистоту Небес, уготовала живой духовно-телесный храм для Рождества Богочеловека.
В падшем мире, самый воздух которого пропитан греховностью, Приснодева обитала в такой полноте Боголюбия, словно вокруг Нее не существовало ни страстей,ни пороков, ни соблазнов. Пречистый Сын Божий мог воплотиться только от Пречистой Матери – и так родила Дева людям райскую радость, Господа Спасителя.

Своим самоотверженным житием Она возвела человеческую сущность в изначальное Богоподобное достоинство.
В Ней и с Ней род людской возвращался в Отчее Царствие, вновь становился достоин утраченного после грехопадения призвания – всерадостного сотрудничества с Богом Жизнодавцем в создании вселенской гармонии.
Для людей Пречистая Богородица явилась Матерью Вечной Жизни, для всего космоса – зачинательницей его возрождения в Божественной красоте.

Своим стоянием у Креста Христова разделила Она нечеловеческие страдания Искупительной Жертвы Сына Своего и Господа.
Матерь Божия – единственная в мирах земном и Горнем – духовно сораспялась Господу Иисусу и вместе с Ним претерпела сгустившуюся боль миллиардов человеческих существ, скорбь всех веков и народов – немыслимо жестокую, диавольскую пытку во искупление и спасение человечества.

Своим Материнским сердцем Она объяла весь род людской, и с Ней мы уже не сироты в этом дышащем злобой и угрозой мире.
Из Пречистого Тела Богородицы сотканы Плоть и Кровь Господа Иисуса, которых таинственно причащаются верные, входя в великое кровное братство с Сыном Божиим, – и Пречистая Дева есть Мать рода христианского не только духовно, но и телесно.
В Царице Небесной мы имеем Любвеобильную Заступницу, Прибежище отчаявшихся, Мать-Молебницу, могущую умилостивить грозное Горнее Правосудие.

Протоиереей Павел Глазунов:

Святая Православная Церковь сегодня напоминает нам о том, что идя к Богу, приходя в Церковь, мы должны помнить о своих родных и близких, особенно о матерях и отцах, которые помогли нам прийти к Богу; вспомнить и друзей, которые нам когда-то помогли дойти до Богообщения, до Таинств церковных. И всякий раз, вспоминая сегодняшнее великое событие – Рождество Христово, будем прославлять тех людей, которые вошли в Собор Пресвятой Богородицы и тех людей, которые нам помогли прийти к вере православной. Аминь.

 



Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
 | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 16