|
|
Неделя 2-я Великого поста - память
святителя святителя Григория Паламы
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунcкий, защитник
православного учения о Божественном свете, родился в 1296
году в Малой Азии.
Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь
и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328).
|
Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре,
но вскоре умер. Андроник сам принял участие в воспитании и образовании
осиротевшего мальчика, обладавшего прекрасными способностями
и большим прилежанием.
Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной
деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на
Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед,
где под руководством преподобного Никодима Ватопедского (память
11 июля) начал путь подвижничества и принял монашеский постриг.
Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов
и обещал свое духовное покровительство.
Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.
После преставления преподобного Никодима инок Григорий проходил
8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора,
а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия
Афонского. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням
духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической
обители Глоссии.
Настоятель этой обители Григорий стал учить юношу сосредоточенной
духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось
и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века.
После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова
(память 12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные
приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками.
Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия,
получило название исихазма (от греч. hsucia — покой, молчание),
а сами практикующие его стали называться исихастами.
Из-за угрозы нападения турок вместе с братией святой Григорий
перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен
в сан священника.
Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью
отшельника. В субботу и воскресенье пастырь выходил к народу—
совершал Богослужение и произносил проповеди. Иногда святой
Григорий посещал богословские собрания городской образованной
молодежи. Он собрал небольшую общину монахов-отшельников и руководил
ею в течение 5 лет.
В 1331 году святой удалился на Афон и уединился в скиту святого
Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был
назначен игуменом Эсфигменского монастыря в северной части Святой
Горы. В 1336 году святой вернулся в скит святого Саввы, где
занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца
жизни.
В 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события,
поставившие святителя Григория в ряд великих вселенских апологетов
Православия.
Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый
монах Варлаам.
Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной
жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа
Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением.
Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать тварность
Фаворского Света; при этом он не стеснялся поднимать на смех
рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.
Святитель Григорий, защищая учение о Божественном Фаворском
Свете, говорил:
«Напыщенные мирской и тщетной мудростью и не внимающие
мужам, опытным в духовном учении, когда слышат о Свете, осиявшем
Господа на горе Преображения и виденном Апостолами, думают видеть
в нем нечто чувственное и сотворенное.., хотя Сам Просиявший
Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав
его Царством Божиим (Мф. 16, 28)...
Везде присутствует Царь всяческих, и везде — Царство Его, так
что пришествие Царства Его не означает перехода его с одного
места на другое, но откровение его силой Божественного Духа...
Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не
подлежит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем
телесными очами..., но таинники (ученики) Господа на то время
перешли от плоти к духу, посредством изменения чувств, произведенного
в них Духом...
Воссиял тот Неисповедимый Свет и таинственно явлен Апостолам...
в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что родительницей
этого блаженного видения была молитва, что блистание происходило
и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем
тем, которые, при постоянном упражнении в подвигах добродетели
и молитвы, устремляют ум свой к Богу.
Истинную красоту свойственно созерцать только очищенным умом.
Господь же наш Иисус Христос Сам от Себя имел этот Свет.
По этой причине Он и не имел нужды в молитве для того, чтобы
осиять Божественным Светом Свою плоть, но только показал, откуда
этот Свет нисходит на святых Божиих, и каким образом можно созерцать
его: ибо написано, что и святые «просветятся, как солнце» (Мф.
13, 43), то есть, всецело проникнутые Божественным Светом узрят
Христа...
Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет,
но только тот, который был сокрыт у Него под завесой плоти;
этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный,
Божественный...»
Святой Григорий изложил свои доводы в богословском труде «Триады
в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники
с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама—так
называемый «Святогорский томос».
На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии
произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся
на природе Фаворского Света.
27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы
о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в
энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны
восприятию, но являются не сотворенными.
Хотя учение Варлаама было осуждено как ересь и сам он предан
анафеме, споры между паламитами и варлаамитами не закончились.
К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах
Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Каленас (1341–1347); к ним склонялся
и Андроник III Палеолог (1323–1341).
Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя
Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель
написал подробное опровержение домыслов Акиндина.
Но несмотря на это Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344)
и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года.
В
1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор
(1347–1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен
в сан архиепископа Солунского.
В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал
православность его учения.
За три года до кончины он вернулся в Солунь.
Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн
Златоуст.
Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно
преставился к Богу 14 ноября 1359 года.
В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе
при Патриархе Филофее (1354–1355, 1362–1376), который написал
житие и службу святителю.
Тропарь, глас 8:
Православию наставниче, святителем украшение, Богословцем поборниче
непобедимый, Григорие чудотворче, Солуню великая похвало, проповедниче
благодати, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8.
Подобен: Взбранной:
Премудрости священный и Божественный орган, Богословия светлую
согласно трубу, воспеваем тя,
Григорие Богоглагольниче, но, яко ум, Уму Первому предстояй,
к Нему ум наш,
отче, настави, да зовем: радуйся, проповедниче благодати.