Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Фоторепортаж о паломнической поездке по святым местам г.Чернигова

Фоторепортаж о паломнической поездке по святым местам г.Чернигова

8 марта 2010 прихожане нашего Храма - 85 человек - во главе с настоятелем Храма о. Александром совершили однодневное паломничество по святыням Черниговской земли.
На фото - около Борисоглебского собора.
На фото - около Борисоглебского собора.


Прошло 7 лет после первой паломнической поездки прихожан нашего храма.
Тогда мы ехали к покровителю храма нашему святителю Феодосию, чтобы, побывав возле его честных мощей, выразить нашу благодарность: прошла первая зима в храме.
Мы не раз чувствовали его помощь в самых затруднительных обстоятельствах, понимали, что его предстательством вырос храм.

Тогда более тридцати, а сейчас 85 человек (клирошане, учащиеся воскресной школы, прихожане и их знакомые) откликнулись на приглашение святителя вновь побывать у его мощей.
И утром 8 марта после молебна, отслуженного о. Александром, двинулись в путь.
Молебен о путешествуюших перед дорогой!
Молебен о путешествуюших перед дорогой!

С Божьей помощью, в добрый путь!
С Божьей помощью, в добрый путь!

По дороге говорили о древней Черниговской земле, прославленной многими светильниками.

Это уже канонизированные блгв.кн. Игорь, сщмч. Константин, свт. Феодосий, свт. Иоанн (Максимович), прп. Лаврентий, причисленный к лику святых 25 октября 2009 года свт. Филарет (Гумилевский) и др.

Это выдающийся церковный деятель архиеп. Лазарь (Баранович) и более близкие нам по времени подвижники благочестия архиеп. Кронид, матушки-постриженицы прп. Лаврентия: мон. Афанасия, пострадавшая в ГУЛАГе и более 50 лет не двигавшаяся, но стяжавшая чудесные дары любви, рассудительности, схииг. Смарагда и Архелая…

Как и тогда, 7 лет назад, мы сразу же отправились в Свято-Троицкий храм, где почивают нетленные мощи cвт. Феодосия, cвт. Филарета и прп. Лаврентия.

Там нас встретили друзья, сопровождавшие весь день: Ольга Буренко, сотрудник паломнической фирмы "СОНЧ", с супругом Александром.
Их хочется особо поблагодарить.
Ведь город оживает, когда рассказывает о нём человек не просто любящий архитектуру, историю, но и живущий полноценной церковной жизнью, любящий храм, святых, знающий подвижников-современников и умеющих передать свою любовь окружающим.

Свято-Троицкий собор

Этот величественный храм - главная цель нашего путешествия, главная святыня для прихожан церкви cвт. Феодосия Черниговского, потому что именно здесь покоятся его святые мощи.
Собор заложен в 1679 г. архимандритом Лазарем Барановичем, строительство велось более 10 лет.
Неоднократно горел, перестраивался, осквернялся.
Нынче реставрируется в начальном виде и с 1988 г., слава Богу, вновь действует.
Ещё одна святыня храма - рака с мощами прп. Лаврентия Черниговского.

В Троицком храме у раки свт. Феодосия был отслужен молебен, совершено елеепомазание.
Недавно прославленного Святителя Филарета почтили пением тропаря, величания.
У раки прп. Лаврентия батюшка читал Евангелие.
Свято-Троицкий собор

Свято-Троицкий собор
Колокольня Свято-Троицкого собора
Колокольня Свято-Троицкого собора
Иконостас Троицкого собора
Иконостас Троицкого собора
Икона свт. Феодосия Черниговского
Икона свт. Феодосия Черниговского
Рака с мощами прп. Филарета Черниговского
Рака с мощами прп. Филарета Черниговского


Затем словно крестным ходом мы отправились в Антониевы пещеры, в которых во второй половине XI столетия подвизался основатель Киево-Печерской Лавры прп. Антоний Печерский.

Услышали интересный, лишённый какой-либо формальности рассказ Ольги не только о седой старине, но и о том, как обживали пещеры Болдиной горы прп. Лаврентий в первой половине прошлого века.

Кроме подземных лабиринтов Киева (Дальние и Ближние пещеры Киево-Печерской лавры, Зверинецкие, Китаевские), в Украине известны рукотворные подземелья Святогорска (Донецкая обл.), Крыма, Любеча, Чернигова.
В 1069 г. в Чернигов от княжеского гнева бежит отец русского монашества, основатель Киево-Печерской лавры прп. Антоний.
Основывает на Болдиных горах подземный монастырь в честь Богородицы, который в скором времени выходит на поверхность, крепнет, разрастается, соединяется с Троицким монастырем, получает название Троицкого Ильинского.
Ильинский Храм
До сих пор сохранилась перестроенная в барочном стиле Ильинская церковь XI столетия.

Собственно Антониевы пещеры представляют собой удивительный лабиринт таких пропорций, что человек, находясь в нем, совершенно забывает, что он находится под землей.

Здесь: самая крупная подземная церковь: высота 8 м., длина 16м, прекрасная акустика; храм в честь Николы Святоши - черниговского князя Свято-слава; мощи 300 погибших от рук татаро-монголов монахов.

Здесь было принято хоронить по афонскому обычаю, отделяя черепа от остальных костей.
Промыслом Божиим до сегодняшнего дня сохранились честные останки святых иноков.
К ним притекают с надеждой на исцеление.
Во время поездки 2003 г наш гид Андрей Василенко, рассказывал, что сам на руках вносил в пещеры парализованного человека, который приезжал издалека.
В 3-й приезд он своими ногами вышел из пещер.

Сейчас пещеры находятся в ведении музея.
Около входа в Антониевы пещеры
Около входа в Антониевы пещеры
Пещерный храм св. Николы Святоши
Пещерный храм св. Николы Святоши
Подземная церковь прп. Антония Печерского
Подземная церковь прп. Антония Печерского
Подземная церковь прп. Антония Печерского
Мощи монахов, умученных монголо-татарами
 

А выйдя из пещер, прошли к домику, в котором старец провёл несколько лет до кончины в 1950 г.
Радостно, что это практически разрушенное строение наконец-то передали в ведение Черниговской Епархии.
Над ветхой кровлей уже воздвигнута большая крыша-защита.
Домик прп. Лаврентия Черниговского

Домик прп. Лаврентия Черниговского
Домик прп. Лаврентия Черниговского
Колодец прп. Антония Печерского
Колодец прп. Антония Печерского
Трапеза в Елецком монастыре
Трапеза в Елецком монастыре

Пройдясь по снежку, налюбовавшись чудесной панорамой, сели в автобусы и подъехали к древнему Елецкому монастырю.
Сестры уже ждали нас с обедом.

Как же хорошо, проголодавшись, отведать монастырского супчика, каши, салатов, попить чайку из трав!
Окончена трапеза - и мы в храме.
Послушница Иулия Буренко рассказала нам о чудотворной Елецкой иконе.
Принесла палочку преподобного Лаврентия, которой в прошлый наш приезд благословляла нас игумения Амвросия, упокой Господи душу сей истинно рабы Божией!
Теперь палочкой благословил каждого наш о. Александр.
О.Александр благословляет наших прихожан палочкой прп. Лаврентия Черниговского
О.Александр благословляет наших прихожан палочкой прп. Лаврентия Черниговского


Открыли нам и летний Успенский собор, в котором сохранилось место, где любил стоять во время богослужений прп. Никола Святоша - черниговский князь Святослав, владевший землями, на которых теперь воздвигнут наш храм (к слову, единственное место в соборе, где частично сохранились древние фрески…). инок Печерский - черниговский князь Святослав, владевший землями, на которых теперь воздвигнут наш храм (к слову, то место, где он стоял на богослужениях - единственное, где частично сохранились древние фрески…).
Успенский собор
Успенский собор
В Успенском соборе
В Успенском соборе

Из Елецкого монастыря мы возвратились в сердце Чернигова - на Детинец, где сохранились самые древние храмы (Борисоглебский, Спасо-Преображенский), а ещё - Коллегиум, основанный в 1700 г. cвт. Иоанном (Максимовичем).
Поклонились могиле архиеп. Лазаря (Барановича), первому месту захоронения свт. Феодосия.

Побыли на праздничном вечернем богослужении в Спасо-Преображенском соборе.

Как хотелось побывать и на монашеском кладбище, и в храме Всех святых, в земле Черниговстей просиявших, и в Воскресенской церкви (никогда не закрывалась в советское время, это первое место служения Блаженнейшего Владимира…).

Но и так полон был этот день, который Господь судил нам провести в богоспасаемом граде Чернигове.
Борисоглебский собор - место обретения мощей свт. Феодосия Черниговского
Борисоглебский собор - место обретения мощей свт. Феодосия Черниговского






Рассказ матушки Амвросии о дороге свт.Феодосия Черниговского читайте в февральском выпуске 2010 г. газеты «Колокол»

Из рассказа матушки Амвросии
После революции мощи Святителя Феодосия были отправлены в Москву на исследование.
Когда их вскрыли, из сердца брызнула свежая кровь. В желудке были остатки непереваренной пищи.

Святитель Феодосий Углицкий (Черниговский)
почил 5/18 февраля 1696 г.,
впервые обретен нетленным 14/27 февраля 1772 г.,
вторично обретен нетленным и причислен к лику святых
8-9/21-22 сентября 1896 г.

Из рассказа матушки Амвросии

Подлинник Елецкой иконы Божией Матери исчез при поляках. О чудесах, сотворенных Господом по молитвам перед его копией, писал св. Димитрий Ростовский в книге "Руно орошенное".
После революции чудотворная копия была в музее. Как-то случился пожар, музей сгорел дотла, икона же уцелела. До 1947 г. находилась в Елецком Успенском монастыре, потом опять в музее.
В 2001 г. вернулась в родную обитель.

Из рассказа матушки Амвросии
Когда прп. Лаврентий умер, люди пять дней шли прощаться с любимым старцем и не давали перенести тело в усыпальницу.
Еще 23 дня его тело пролежало в усыпальнице, ничуть не изменившись.
Отпевали его в Введенском трапезном храме.

Из рассказа матушки Амвросии
"Я в детстве очень бойкая была.
Привели меня к Батюшке, а он положил мне руку на голову, поцеловал меня в голову и ласково произнес:
"Вот умница, что пришла! Походишь и будешь наша".
Благословил меня большой просфорой, а всех крестиками".

После этого будущая матушка перебралась жить в Чернигов.
Работала очень тяжело: тесала бревна, клала печи, занималась ремонтом и строительством, овладевала и другими мужскими специальностями - дело было после войны.
Училась в школе ФЗО.
Под батюшкиным наставничеством постигала науку духовную, премудрости церковной жизни: пела в хоре, обучилась иконописи. В монастыре много её работ: иконы, Распятие…

Матушка рассказала нам о таком случае.
Живя в монастыре и выполняя монастырские послушания, она работала на производстве.
Как-то ей понадобилось съездить к матери. Директор отпустил, а матушка игумения - нет.
Тогда она уехала самовольно.
По возвращении игумения велела ей собирать вещи и убираться из монастыря.
Никакие просьбы о прощении не помогали. И м. Амвросия собралась уходить.
Но её преправили за благословением к отцу Лаврентию.
Старец внимательно выслушал её и дал такой совет:

"Вот смотри, когда лежит на дороге палка кривая, суковатая, она никому не нужна.
А когда подберет её столяр и обработает, то она уже всем нужна, каждый хотел бы её взять.
Так и матушка игумения тебя испытывает. Иди еще раз проси прощения".
На этот раз гнев по молитвам старца Лаврентия был преложен на милость.


Из воспоминаний наших прихожан, паломничество 2003 г.

Матушке Амвросии под 80.
Она говорит, что не долго ей ходить по земле (прожила после этого ещё 3,5 года и почила в Бозе 27 декабря 2006 г.).
Но, глядя на неё, вовсе не думаешь о возрасте физическом.
Неустанные труды физические, хлопоты по благоустройству монастыря, забота о духовном окормлении не только насельниц обители, но и таких приехавших на несколько часов паломников, как мы, непрестанная молитва...
Да и что мы, духовно незрячие, суетливые дети шумного города, можем увидеть, кроме внешнего!
Но вот стоим, и благоговением наполнены сердца, бесконечным доверием, теплотой, нежностью.
Столько своего дорогого времени посвятила нам матушка, как радушно встретила, как поблагодарила за наши труды в путешествии, как охотно делилась своими воспоминаниями о жизни, как заботливо напутствовала!
Всё неспроста, всё почему-то.
Вот и палочка в руках матушки оказалась палочкой самого прп. Лаврентия.
И она постучала ею каждому из нас по голове и по спине, как бы передавая благословение от Старца

У матушки Амвросии, 2003 г.
У матушки Амвросии, 2003 г.
У могилки игум. Амвросии
У могилки игум. Амвросии, духовного чада прп. Лаврентия
 


Чернигов - историческая справка

Древнеславянский город, начало формирования которого относится к 7 ст.
В 9 ст. был центром восточно-славянского племени северян.
В конце 9 ст. вошел в состав Киевской Руси.
Впервые упоминается в летописи под 907 г. В 1024-36 и 1054-1239 - центр Черниговского княжества.
В 1239 его разрушили монголо-татары, во 2-й половине 14 ст. захватило Великое княжество Литовское.
В 1503 вместе с Чернигово-Северской землей вошел в состав России.
Но в 1618 по Деулинскому перемирию отходит к Польше.
С 1623 получает Магдебургское право, с 1635 - главный город Черниговского воеводства.
После воссоединения в 1654 с Россией входит в составе Российского государства.

Чернигов - один из крупнейших центров древнерусской культуры и искусства.
С ним связано возникновение фольклорных произведений, сказаний, былин (про Ивана Годиновича, Илью Муромца, Соловья-Разбойника и др.).
Перу черниговского игумена принадлежит одно из первых произведений паломнической литературы "Хождения Даниила".
В 70-х г.г. 12 ст. в Чернигове были написаны "Повесть об убийстве Андрея Боголюбского" и "Слово о князьях".
В Чернигове велось свое летописание.
При церквях действовали приходские школы.
В 1689 при архиепископской кафедре по инициативе правящего тогда архиерея свт. Иоанна Тобольского (Максимовича) начала функционировать славяно-латинская школа.
На её базе в 1700 был открыт Черниговский коллегиум, преобразованный в 1776 в духовную академию. С 1679 в городе действует типография.

Современный Чернигов для православного человека - это прежде всего

  • Елецкий монастырь (основан в 60-е годы XI ст.),
  • Свято-Троицкий собор (1679-1695),
  • Антониевы пещеры (XI ст.),
  • Спасо-Преображенский собор (первое упоминание о строительстве в 1036),
  • Борисоглебский собор (1120-1123),
  • Пятницкая церковь (кон. XII - нач. XIII ст., по неведомой нам воле Божией в руках раскольников),
  • Екатерининская церковь (кон. 17 - нач. 18 ст., тоже у раскольников),
а также многое другое, недавняя история.


 

Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 167