Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Митрополит Антоний Сурожский




Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Словами Священного Писания мы провозглашаем, что Господь Иисус Христос есть Царь, Пророк и Первосвященник всей твари.
Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.

Преподобный Иоанн Лествичник родился около 570 г. в семье святых Ксенофонта и Марии.
В 16 лет пришел в Синайский монастырь, где через четыре года послушания был пострижен в иноки.
После смерти своего наставника преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустыню Фола (близ Синая), где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста и молитвы.

Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий.
После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество.
Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой.
В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу.
После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах.

Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния:

"Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние".
Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия.

В возрасте 75 лет преподобный Иоанн стал игуменом Синайской обители.
После четырех лет управления монастырем снова удалился в уединение и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Величайший из подвижников благочестия, преподобный Иоанн не только сам достиг высоты духовного совершенства, но также составил "Лествицу" - классическое руководство в духовной жизни.

В "Лествице" духовный путь христианина представлен как постепенное восхождение по ступеням христианской жизни (отсюда название: эти ступени образуют лествицу, как раньше называли на Руси лестницу).
Аскетический подвиг отречения от мира, борьбы со страстями и очищения сердца венчает, по преподобному Иоанну, любовь как царица христианских добродетелей.
Последнее, тридцатое, слово Лествицы преподобный Иоанн посвятил христианской любви.

О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений.
Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых

Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но - умеренно.
Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума.

"Я не постился чрезмерно, - говорит он сам о себе, - и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас меня".
Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника.
Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению.
Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года.
Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.

Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения.

В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители.
Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая.
Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.

Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу), и была написана преподобными знаменитая "Лествица" - руководство для восхождения к духовному совершенству.
Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат...
" Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков.
Свое творение преподобный так и назвал - "Лествица", объясняя название следующим образом:

"Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения".
Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. "Лествица" предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу.

Содержание одной из степеней "Лествицы" (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия.
Преподобный Иоанн пишет:

"Тщеславие высказывается при каждой добродетели.
Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием.
Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь.
Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия.
Молчать ли захочу, опять предаюсь ему.
Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху.
Тщеславный... на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу...
Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные...
Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его...
Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе?
Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему...
Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных.
Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен.
Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие...
Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни.
Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда.
"Возносяйся смирится" даже здесь, прежде будущего века.
Когда хвалители, или лучше - льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают".

Этот и другие примеры, находящиеся в "Лествице", служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво,
а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.

Известно, что Ф.М. Достоевский при работе над "Бесами" и "Братьями Карамазовыми" среди настольных книг имел творения преподобного Иоанна Лествичника, а "Лествицу", которою зачитывался, считал наиболее совершенной энциклопедией души человека.






 

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
 | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 14