|
|
Митрополит Антоний Сурожский
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Словами Священного Писания мы провозглашаем, что Господь
Иисус Христос есть Царь, Пророк и Первосвященник всей
твари.
|
Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий
подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого
"Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание
Лествичника.
Преподобный Иоанн Лествичник родился около 570 г. в семье святых
Ксенофонта и Марии.
В 16 лет пришел в Синайский монастырь, где через четыре года
послушания был пострижен в иноки.
После смерти своего наставника преподобный Иоанн избрал отшельническую
жизнь, удалившись в пустыню Фола (близ Синая), где провел 40
лет в подвиге безмолвия, поста и молитвы.
Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий.
После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник
был пострижен в иночество.
Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал,
что он станет великим светильником Церкви Христовой.
В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании
своему духовному отцу.
После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую
жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел
40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах.
Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит
о слезах покаяния:
"Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза
омывает все нечистоты, наружные и внутренние".
Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует
пример из жития угодника Божия.
В возрасте 75 лет преподобный Иоанн стал игуменом Синайской
обители.
После четырех лет управления монастырем снова удалился в уединение
и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.
Величайший из подвижников благочестия, преподобный Иоанн не
только сам достиг высоты духовного совершенства, но также составил
"Лествицу" - классическое руководство в духовной жизни.
В "Лествице" духовный путь христианина представлен
как постепенное восхождение по ступеням христианской жизни (отсюда
название: эти ступени образуют лествицу, как раньше называли
на Руси лестницу).
Аскетический подвиг отречения от мира, борьбы со страстями и
очищения сердца венчает, по преподобному Иоанну, любовь как
царица христианских добродетелей.
Последнее, тридцатое, слово Лествицы преподобный Иоанн посвятил
христианской любви.
О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений.
Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном
святых
Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он
тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но - умеренно.
Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько
необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием
не погубить ума.
"Я не постился чрезмерно, - говорит он сам о себе, - и
не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле,
но смирялся.., и Господь скоро спас меня".
Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника.
Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным
опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя
их к спасению.
Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии,
которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил
на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал
в течение года.
Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику
с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.
Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся
в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за
пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители
всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания
и спасения.
В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении,
преподобный был избран игуменом Синайской обители.
Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой
обителью Синая.
Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными
дарами прозорливости и чудотворений.
Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена
Раифского монастыря (память в Сырную субботу), и была написана
преподобными знаменитая "Лествица" - руководство для
восхождения к духовному совершенству.
Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский
игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для
них "истинное руководство для последующих неуклонно, и
как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных
врат...
" Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением,
сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению
просьбы раифских иноков.
Свое творение преподобный так и назвал - "Лествица",
объясняя название следующим образом:
"Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая...
во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно
соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня
возраста, окажемся праведными и безопасными от падения".
Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует
от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. "Лествица"
предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение
пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление
в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков,
любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя
для восхождения к Богу.
Содержание одной из степеней "Лествицы" (22-я) раскрывает
подвиг истребления тщеславия.
Преподобный Иоанн пишет:
"Тщеславие высказывается при каждой добродетели.
Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая
пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием.
Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись
в худую, тщеславлюсь.
Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия.
Молчать ли захочу, опять предаюсь ему.
Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху.
Тщеславный... на взгляд чтит Бога, а на деле более старается
угодить людям, чем Богу...
Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать
похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые
и непорочные...
Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза
злословит тебя, похвали и полюби его...
Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным
самому себе?
Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему...
Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом,
высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими
подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда
не приобретает даров сверхъестественных.
Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен.
Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное
бесчестие...
Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль
исход души из этой жизни.
Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда.
"Возносяйся смирится" даже здесь, прежде будущего
века.
Когда хвалители, или лучше - льстецы, начнут хвалить нас, тотчас
приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе
не стоим мы того, что нам приписывают".
Этот и другие примеры, находящиеся в "Лествице",
служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая
необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво,
а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих
и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного
опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине
и добру.
Известно, что Ф.М. Достоевский при работе над "Бесами"
и "Братьями Карамазовыми" среди настольных книг имел
творения преподобного Иоанна Лествичника, а "Лествицу",
которою зачитывался, считал наиболее совершенной энциклопедией
души человека.