Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Преподобная Мария Египетская
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир

Разумею слово о покаянии и спасении, чтобы всякий, кто в ратоборстве с диаволом бывает уязвлен, со тщанием притекал к сокровищу исцелений.

Преподобный Ефрем Сирин

 



Святая грешница

Наступило пятое, предпоследнее, воскресенье Великого поста (до Пасхи осталось две недели).

Сегодня Церковь предлагает нам в качестве примера обратиться к жизни одной красивой женщины из Александрии Египетской.
В молодости она была всем известной в этом портовом городе блудницей, или говоря литературным языком, куртизанкой.

На первый взгляд это может показаться странным.
Неужели в сокровищнице христианской святости мало других примеров для подражания – таких непорочных дев как Варвара, Екатерина (само имя которой переводится как «всегда чистая») и иных, с детства хранивших верность своему Небесному Жениху?
Тем более, что «на панель» ее толкнула не нужда, как, например, Соню Мармеладову!
Она сама признавалась, что, уйдя от родителей в двенадцатилетнем возрасте и потеряв чистоту, «неудержимо и жадно влеклась к мужчинам».

«Я торговала собой не ради корысти. …Поступала я так, чтобы привлечь к себе большее число желающих. Это была моя жизнь: я почитала жизнью постоянное поругание своего тела».
Тем более важно понять, почему же бывшая блудница вошла в троицу святых (вместе со св. Григорием Паламой и преподобным Иоанном Лествичником), ставших символами великопостного «училища благочестия»!

Разгульная жизнь падшей девушки продолжалась 17 лет.
Однажды, шутки ради, Мария примкнула к паломникам, направлявшимся в Иерусалим, оплатив дорогу корабельщикам своим телом.
Разгуливая по Святому городу и «охотясь за душами юношей», – как гласит житие, – Мария увидела людей, шедших в храм Воскресения Христова.
Здесь хранилась величайшая христианская святыня – Голгофский Крест.
Вместе с толпой молящихся Мария вошла в притвор, но ее попытки проникнуть внутрь храма были тщетны. Какая-то невидимая сила отбрасывала ее с порога обратно.
Наконец, она сдалась и отступила в угол притвора.

«И тогда, – рассказывала она впоследствии, – мне открылась причина,
по которой не дано мне было узреть животворящее древо Креста, ибо духовные очи мои
озарило слово спасения, указуя, что мерзость дел моих закрывала мне доступ в храм.
Я начала плакать и скорбеть, ударяя себя в грудь и из глубины души испуская стоны,
и тут увидела над собой икону Пресвятой Богородицы».
Обратившись к ней с молитвой, грешница смогла беспрепятственно войти в храм,
а затем, вернувшись к иконе, получила откровение, услышав голос:
"Перейди Иордан, и обретёшь блаженное успокоение!"
В храме св. Иоанна Крестителя у Иордана она причастилась, затем переправилась на восточный берег святой реки и исчезла из мира.
Борясь с искушениями, Мария провела в пустыне другие 17 лет,
прежде чем встретила первого живого человека – иеромонаха Зосиму,
промыслительно уединившегося во время Великого поста именно в этом месте.
(У монахов Лавры Святого Саввы существовал обычай проводить Святую четыредесятницу поодиночке и возвращаться к празднику Входа Господня в Иерусалим.)

Он упросил Марию, ставшую теперь подвижницей, поведать ему историю ее жизни.
Во время их совместной молитвы святая на локоть отрывалась от земли.
Старец исполнился благоговейного трепета, со слезами обнимал ее стопы и просил у нее благословения.
А Мария называла себя грешницей, не имеющей добродетелей, и просила у него благословения.
Они условились встретиться у Иордана, ближе к его монастырю, на следующий год, чтобы Мария смогла причаститься.
По промыслу Божию, это случилось в Страстной четверг.
Стоявший на западном берегу реки старец увидел, как Мария осенила Иордан крестным знамением и «пошла по воде немокренно».
Приняв из его рук принесенные Святые Тайны, «она воздела руки к небу, стала стенать и плакать и вскричала:
"Ныне отпущаешь рабу Твою, Владыко, по слову Твоему, с миром.
Ибо видели очи мои спасение Твое"».
Тайный смысл этой Симеоновой молитвы был для Зосимы скрыт, потому что святая сама попросила его:
«Сейчас ступай в свой монастырь, а на следующий год снова приди в то место,
где я в первый раз тебя увидела. …И вновь по воле Божией увидишь меня».
Старец возвратился, «исполненный ликования и великого страха, коря себя за то,
что не спросил имени святой; однако надеялся сделать это в следующем году».

Придя через год в пустыню, он увидел в устье высохшей реки «ту святую женщину, лежащую мертвой; руки ее были сложены по обычаю, а лик обращен к восходу».
Оплакав ее и сотворив погребальную молитву, он вдруг увидел начертанную на песке надпись:
«Здесь схорони, авва Зосима, останки смиренной Марии и прах предай праху,
непрестанно вознося молитвы Господу за меня, скончавшуюся в ночь Страстей Спасителя,
по принятии Святых Тайн».
Это означало, что она скончалась еще год тому назад, через несколько часов после их второй (и последней) встречи, 1 апреля 522 года, в Великую пятницу. М
огилу для ее погребения старцу помог вырыть огромный лев, охранявший тело святой.

Предание о жизни грешницы-святой хранилось в монастыре Зосимы, а позднее было записано как "Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне"
(по преданию, автор этого шедевра ранневизантийской агиографии – патриарх Софроний Иерусалимский, ум. 638 г.).

Популярность жития засвидетельствована многочисленными переложениями и включением его в состав богослужения четверга пятой седмицы Великого поста ("Стояние Марии Египетской", или Андреево стояние).
Сюжет жития был использован И. С. Аксаковым в поэме "Мария Египетская".

Жизнь св. Марии Египетской рассматривается как двуединый символ деятельного раскаяния,
преображающего все существо человека, и ответного Божия милосердия.

Христианство глубоко "оптимистично": здесь нет места надменной брезгливости
по отношению к людям с «непоправимо испорченной репутацией» (как в светском обществе),
или к «неприкасаемым» (как в кастовом обществе), и неимоверное казалось бы восхождение
из невозвратной бездны греха к ореолу святости открыто и каждой современной коллеге Марии до ее обращения.
Именно поэтому этой бывшей грешнице и посвящено последнее воскресенье Святой четыредесятницы (Сорокадневного поста), важнейшего покаянного периода православного литургического года.
Мария Египетская почитается у нас как святая "преподобная".

Ее память по неподвижному (минейному) календарю – 1/14 апреля.

Изд. и лит.: Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне (VII в.) // Жития византийских святых / Перевод, вступит. ст. и прим. С. В. Поляковой. СПб., 1995, с. 185-213; Селиванов Д. Б. Житие и служба Марии Египетской (автореф. канд. диссерт.). М., 1994; Преподобная Мария Египетская. Переславль-Залесский, 1997. (Ю. Р.)





Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 236