|
|
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир
Разумею слово о покаянии и спасении, чтобы всякий, кто в ратоборстве с диаволом бывает уязвлен, со тщанием притекал к сокровищу исцелений.
Преподобный Ефрем Сирин
|
Святая
грешница
Наступило пятое, предпоследнее, воскресенье Великого поста
(до Пасхи осталось две недели).
Сегодня Церковь предлагает нам в качестве примера обратиться
к жизни одной красивой женщины из Александрии Египетской.
В молодости она была всем известной в этом портовом городе блудницей,
или говоря литературным языком, куртизанкой.
На первый взгляд это может показаться странным.
Неужели в сокровищнице христианской святости мало других примеров
для подражания – таких непорочных дев как Варвара, Екатерина
(само имя которой переводится как «всегда чистая») и иных, с
детства хранивших верность своему Небесному Жениху?
Тем более, что «на панель» ее толкнула не нужда, как, например,
Соню Мармеладову!
Она сама признавалась, что, уйдя от родителей в двенадцатилетнем
возрасте и потеряв чистоту, «неудержимо и жадно влеклась к мужчинам».
«Я торговала собой не ради корысти. …Поступала я
так, чтобы привлечь к себе большее число желающих. Это была
моя жизнь: я почитала жизнью постоянное поругание своего тела».
Тем более важно понять, почему же бывшая блудница вошла в троицу
святых (вместе со св. Григорием Паламой и преподобным Иоанном
Лествичником), ставших символами великопостного «училища благочестия»!
Разгульная жизнь падшей девушки продолжалась 17 лет.
Однажды, шутки ради, Мария примкнула к паломникам, направлявшимся
в Иерусалим, оплатив дорогу корабельщикам своим телом.
Разгуливая по Святому городу и «охотясь за душами юношей», –
как гласит житие, – Мария увидела людей, шедших в храм Воскресения
Христова.
Здесь хранилась величайшая христианская святыня – Голгофский
Крест.
Вместе с толпой молящихся Мария вошла в притвор, но ее попытки
проникнуть внутрь храма были тщетны. Какая-то невидимая сила
отбрасывала ее с порога обратно.
Наконец, она сдалась и отступила в угол притвора.
«И тогда, – рассказывала она впоследствии, – мне
открылась причина,
по которой не дано мне было узреть животворящее древо Креста,
ибо духовные очи мои
озарило слово спасения, указуя, что мерзость дел моих закрывала
мне доступ в храм.
Я начала плакать и скорбеть, ударяя себя в грудь и из глубины
души испуская стоны,
и тут увидела над собой икону Пресвятой Богородицы».
Обратившись к ней с молитвой, грешница смогла беспрепятственно
войти в храм,
а затем, вернувшись к иконе, получила откровение, услышав голос:
"Перейди Иордан, и обретёшь блаженное успокоение!"
В храме св. Иоанна Крестителя у Иордана она причастилась, затем
переправилась на восточный берег святой реки и исчезла из мира.
Борясь с искушениями, Мария провела в пустыне другие 17 лет,
прежде чем встретила первого живого человека – иеромонаха Зосиму,
промыслительно уединившегося во время Великого поста именно в
этом месте.
(У монахов Лавры Святого Саввы существовал обычай проводить Святую
четыредесятницу поодиночке и возвращаться к празднику Входа Господня
в Иерусалим.)
Он упросил Марию, ставшую теперь подвижницей, поведать ему историю
ее жизни.
Во время их совместной молитвы святая на локоть отрывалась от
земли.
Старец исполнился благоговейного трепета, со слезами обнимал ее
стопы и просил у нее благословения.
А Мария называла себя грешницей, не имеющей добродетелей, и просила
у него благословения.
Они условились встретиться у Иордана, ближе к его монастырю, на
следующий год, чтобы Мария смогла причаститься.
По промыслу Божию, это случилось в Страстной четверг.
Стоявший на западном берегу реки старец увидел, как Мария осенила
Иордан крестным знамением и «пошла по воде немокренно».
Приняв из его рук принесенные Святые Тайны, «она воздела руки
к небу, стала стенать и плакать и вскричала:
"Ныне отпущаешь рабу Твою, Владыко, по слову
Твоему, с миром.
Ибо видели очи мои спасение Твое"».
Тайный смысл этой Симеоновой молитвы был для Зосимы скрыт, потому
что святая сама попросила его:
«Сейчас ступай в свой монастырь, а на следующий год
снова приди в то место,
где я в первый раз тебя увидела. …И вновь по воле Божией увидишь
меня».
Старец возвратился, «исполненный ликования и великого страха,
коря себя за то,
что не спросил имени святой; однако надеялся сделать это в следующем
году».
Придя через год в пустыню, он увидел в устье высохшей реки «ту
святую женщину, лежащую мертвой; руки ее были сложены по обычаю,
а лик обращен к восходу».
Оплакав ее и сотворив погребальную молитву, он вдруг увидел начертанную
на песке надпись:
«Здесь схорони, авва Зосима, останки смиренной Марии
и прах предай праху,
непрестанно вознося молитвы Господу за меня, скончавшуюся в
ночь Страстей Спасителя,
по принятии Святых Тайн».
Это означало, что она скончалась еще год тому назад, через несколько
часов после их второй (и последней) встречи, 1 апреля 522 года,
в Великую пятницу. М
огилу для ее погребения старцу помог вырыть огромный лев, охранявший
тело святой.
Предание о жизни грешницы-святой хранилось в монастыре Зосимы,
а позднее было записано как "Житие Марии Египетской, бывшей
блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне"
(по преданию, автор этого шедевра ранневизантийской агиографии
– патриарх Софроний Иерусалимский, ум. 638 г.).
Популярность жития засвидетельствована многочисленными переложениями
и включением его в состав богослужения четверга пятой седмицы
Великого поста ("Стояние Марии Египетской", или Андреево
стояние).
Сюжет жития был использован И. С. Аксаковым в поэме "Мария
Египетская".
Жизнь св. Марии Египетской рассматривается как
двуединый символ
деятельного раскаяния,
преображающего все существо человека, и ответного Божия милосердия.
Христианство глубоко "оптимистично": здесь нет места
надменной брезгливости
по отношению к людям с «непоправимо испорченной репутацией» (как
в светском обществе),
или к «неприкасаемым» (как в кастовом обществе), и неимоверное
казалось бы восхождение
из невозвратной бездны греха к ореолу святости открыто и каждой
современной коллеге Марии до ее обращения.
Именно поэтому этой бывшей грешнице и посвящено последнее воскресенье
Святой четыредесятницы (Сорокадневного поста), важнейшего покаянного
периода православного литургического года.
Мария Египетская почитается у нас как святая "преподобная".
Ее память по неподвижному (минейному) календарю – 1/14 апреля.
Изд. и лит.: Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся
в Иорданской пустыне (VII в.) // Жития византийских святых / Перевод,
вступит. ст. и прим. С. В. Поляковой. СПб., 1995, с. 185-213;
Селиванов Д. Б. Житие и служба Марии Египетской (автореф. канд.
диссерт.). М., 1994; Преподобная Мария Египетская. Переславль-Залесский,
1997. (Ю. Р.)