Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Неделя 5-я по Пасхе - Неделя о самаряныне: от неведения к вере

Неделя 5-я по Пасхе - Неделя о самаряныне: от неведения к вере

Беседа Христа с самарянкой

Игумен Феофилакт (Безукладников)


Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

В настоящий день читается Евангелие о самарянке.
И мы, когда рассуждаем об этом Евангельском чтении, то необходимо должны ответить на вопрос:
«Почему Церковь, в пятую неделю после Пасхи, предлагает нам это Евангельское чтение»?
И мы видим, что в первые три недели Святая Церковь не может оторваться от Евангельского повествования о Воскресении Христа.

     Сам день Пасхи и первая пасхальная седмица, посвящаются ликованию, радости о Воскресшем Господе Иисусе.
Второе воскресенье и с ним вся вторая седмица посвящаются уверению Фомы в Воскресении Иисуса Христа.
В третью неделю мы вспоминаем Иосифа Аримафейского, Никодима и святых жен-мироносиц, которые спешили ко гробу, но уже не нашли Господа, Он уже воскрес.

Затем, следуют еще три недели, в течение которых вспоминаются события о слепом, о расслабленном и сегодняшнее событие – беседа Христа с самарянкой.
Хронологически эти события произошли до Крестных страданий и Воскресения Господа Иисуса Христа, но Святая Церковь предлагает их нам в период празднования Пасхи.

Это происходит от того, братья и сестры, что здесь есть своя связь, даже несколько связей.
Эти события: исцеление слепорожденного, исцеление расслабленного и беседа с самарянкой, празднуются как проявление силы Божией, так же, как и само празднование Воскресения Господа Иисуса Христа есть тоже проявление силы Божией.

Повторю, здесь есть еще и другая связь. Мы знаем, что дословный перевод слова «Пасха» - это «переход».
И во время празднования Пасхи мы, как и сказано в первом ирмосе Пасхального канона:
«От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе...»,празднуем переход от смерти к жизни – то, что дал нам Христос своим Воскресением.
Но в житейском смысле переход может быть переходом человека из состояния болезни тела или души к его выздоровлению.

            И в сегодняшнем Евангельском чтении, мы наблюдаем несколько таких переходов, которые произошли с самарянкой.
Первый переход – тот, который она совершала очень часто, когда шла от своего дома на колодец Иакова.
Этот колодец – святыня, которой во времена жизни Иисуса Христа было две тысячи лет.
Его выкопал внук Авраама, Иаков, для своего сына Иосифа. И она приходила туда за водой.
Этот переход означает, что человек открывается, оставляет земную суету и идет к святому месту, к святому колодцу за водой.
И это дает возможность для умозрительного делания.

И у нас, братья и сестры, в Святой обители есть источник, который так и называется «Кладезь самарянки». Есть и другой источник – «Силуанская купель».
Всем полезно ходить на эти святые источники, чтобы немного отойти от суеты, совершить небольшое паломничество к святому месту, где можно помолиться, попить освященной воды и подумать о вещах душеполезных и спасительных.

Так однажды случилось и с самарянкой: она пришла на кладезь Иакова, и встретила там Христа, который попросил у нее воды.
Она спросила Его: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются»(Ин., 4,9)
И Господь помогает ей совершить следующие переходы от неведения к вере.
Он говорит ей: «если бы ты знала, кто просит у тебя воды, то сама просила бы у Него воды, и он Дал бы тебе воду, которая станет в тебе источником воды живой».
И, действительно, братья и сестры, с самарянкой это произошло.
Она получила от Господа живую воду – веру, и сама стала источником этой воды для своих сограждан, так как пошла и проповедовала о Христе Спасителе другим самарянам. И они тоже пришли, увидели Господа, побеседовали и уверовали в Него.

Этот переход от неведения к вере, случившийся с самарянкой, не единственный.
Дальше мы видим другой переход, - моральный, касающийся исправления её жизни, переход к нравственной жизни.
Когда Господь увидел, что она не воспринимает Его слова о воде живой, то есть, - о вере, Он сказал: «пойди, позови мужа твоего»(Ин., 4,16).
Самарянка слукавила, сказав, что нет у нее мужа. Казалось бы, Господь - сердцеведец, мог её сразу обличить.
Но Господь - прекрасный Педагог, Наставник и вместо того, чтобы обличать за этот обман, Он похвалил ее, сказав: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин., 4,17).
И этот прием Божий возымел действие, потому что она с этим согласилась и через это согласие исцелилась от своего нравственного недуга, так произошло очищение ее души.

Далее - следующий переход.
В ней возникает любопытство, интерес, она говорит:
«Вы, иудеи, говорите, что поклоняться надо только в Иерусалиме, а мы, самаряне, считаем, то надо молиться на этой горе Гаризим…»
И Господь  открывает ей великую тайну.
Причем, обратите внимание, Он называет Бога Своим Отцом, говоря, что  истинные поклонники, поклоняющиеся Отцу Небесному,
«будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин., 4,23).

В этих словах Божиих мы видим прикровенное учение Иисуса Христа о Святой Троице. Так Господь научает нас, что поклоняться Богу - Первому Лицу Святой Троицы надо в Духе - Третьем Лице Святой Троицы и в Истине, - во Втором Лице Святой Троицы. Далее, в Евангелии от Иоанна, (14 глава, 6 стих), Господь говорит: «Я есть… Истина» и открывает нам, как надо поклоняться Богу Отцу в Духе и Истине.
В этих словах - откровение Святой Троицы.

Слушая обо всех изменениях, которые произошли с самарянкой, мы с вами прославляем Воскресение Христово, которому и подобает слава.        
Аминь.      
Христос  Воскресе!


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
 | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 148