«Царство небесное подобно царю, который хотел сосчитаться с рабами своими.
Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов.
А так как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все что он имел, и заплатить.
Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: Государь! Потерпи на мне, и я все тебе заплачу.
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
Раб же тот, вышедши, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
Но тот не захотел, и пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, пришедши, рассказали государю своему все бывшее.
Тогда государь призывает его и говорит: злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня.
Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
И, разгневавшись, государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его»
(Мт. 18:23-35).
В этой притче Бог условно уподоблен царю, которому его рабы должны были известные суммы денег.
Человек является неоплатным должником перед Богом не только по причине своих грехов, но и по причине отсутствия добрых дел, которые он мог делать, но не делал. Эти не совершенные дела любви тоже являются долгом человека.
Так в молитве мы просим: «И остави нам долги наша», а не только грехи!
К концу жизни, когда нам предстоит дать отчет перед Богом за прожитую жизнь, обнаружится, что все они является неоплатными должниками.
В притче о немилосердном должнике говорится о том, что мы можем рассчитывать на Божью милость только при том условии, если мы от всего сердца прощаем обидчиков.
Потому мы и должны напоминать себе ежедневно: «Остави (прости) нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим».
Согласно этой притче обиды ближних, по сравнению с нашим долгом перед Богом так же ничтожны, как несколько мелких монет в сравнении с миллионным капиталом.
Следует здесь сказать, что чувство обиды очень индивидуально.
Один человек, возможно, совсем не придаст значения какому-нибудь неосторожному слову или поступку своего знакомого, а другой человек от такого же слова или поступка будет страдать всю жизнь.
С духовной точки зрения, чувство обиды рождается от уязвленного самолюбия и скрытой гордости.
Чем больше человек самолюбив и горд, тем он более обидчив.
Чувство обиды, если его не побороть в себе сразу, со временем переходит в злопамятность.
Злопамятность, по словам св. Иоанна Лествичника, есть «ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, отчуждение любви... непрестающий грех». Со злопамятностью трудно бороться.
«Воспоминание страданий Иисусовых», — пишет св. Иоанн Лествичник, — «исцеляет памятозлобие, сильно посрамляемое Его незлобием.
Когда после долгого подвига», — пишет далее св. Иоанн, — «ты не возможешь исторгнуть сие терние, тогда, по крайней мере, кайся и смиряйся на словах перед тем, на кого злобишься, чтобы ты, устыдившись долговременного перед ним лицемерия, возмог совершенно полюбить его».
Очень важно то, что молитва за наших обидчиков помогает нам преодолеть в себе недобрые чувства к ним.
Если бы мы могли увидеть то великое множество долгов, о которых нам предстоит дать ответ перед Богом, то мы с радостью поспешили бы простить всех наших даже самых лютых врагов, чтобы этим снискать себе Божью милость.
К сожалению, такое осознание греховности и своей вины перед Богом не приходит к нам само собой, но требует постоянного и строгого испытания своей совести в свете Евангельского учения.
Понуждающий себя прощать ближних в награду за такое старание получает дар подлинной христианской любви, которая у святых отцов именуется царицей добродетелей.
О делах любви говорят притчи, приведенные в следующей главе.
|