Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Из нашей малости, разделенной с другим, Господь сотворит избыток

Из нашей малости, разделенной с другим, Господь сотворит избыток

Неделя о расслабленном
Читайте также:


Протоиерей Николай Соколов



Чудо умножения хлебов (и рыб) начинается с щедрости апостолов, принесших Христу, хотевшему накормить людей, все свои запасы. Пусть и нам порой кажется, что нечем делиться, но это чудо свидетельствует: из нашей малости, разделенной с другим, Господь сотворит избыток.

Любое евангельское слово являет собой смысл нашего бытия, раскрывает то, чем мы живем на земле.
Вспомним молитву «Отче наш» — молитву, не сочиненную людьми, а данную нам самим Господом.
Там есть такие слова «хлеб наш насущный даждь нам днесь».
Под этим хлебом насущным подразумевается все изобилие и духовных, и материальных благ, которые Господь дает нам, начиная от дара Святого причастия, до простого насущного хлеба на наших столах, который нужен, чтоб не остаться голодными и чтобы поделиться этим хлебом с тем, кто в нем нуждается.

Говоря о сегодняшнем евангельском чтении, конечно, можно сказать, что умноженный Христом хлеб – это прообраз Причастия.
Везде в Евангелии, где речь идет о хлебе, можно увидеть символ хлеба небесного, символ Евхаристии.
Но мы же понимаем, что в этом конкретном случае Евхаристия не совершалась и о причастии как таковом разговор в данном отрывке не идет.
Скорее, здесь можно говорить о другом смысле: увеличение числа хлебов и рыб – это зримое подтверждение того, как увеличилась на земле благодать Божья, которая давалась тем, кто желал ее получить и которую Господь подает любящим Его.

В этом смысл рассказанной в Евангелии истории.
Господь показывает Свой путь среди людей, которым нужен не только духовный, но и самый простой насущный хлеб, чтобы не умереть с голоду.
Ведь эти люди несколько дней были со Христом и, судя по всему, их собственные запасы пищи уже вышли и они были голодны.

Иисус говорит ученикам, предложившим отпустить людей, чтобы те купили себе еды: не нужно им никуда идти – вы дайте им есть.
Давайте обратим внимание: Господь не сразу сотворил чудо, а сперва обратился к ученикам.
И смотрите, как ведут себя апостолы – они приносят Христу все, что у них самих было, как бы говоря – вот, Господи, мы все Тебе отдаем.
У нас всего пять хлебов и две рыбы.
Они проходят испытание верой: если Ты, Господи, воистину Мессия, Спаситель мира – мы все Тебе отдаем и полагаемся на Тебя.

И видя их щедрость духовную, их стремление отдать все и ничего не пожалеть в ответ на призыв Бога и для ближнего – Христос сотворяет чудо: умножает хлеба и рыбу. Он сторицей воздает тем, кто дает от всего сердца, не размышляя о том, что самому-то останется.
Ученики же тоже люди и тоже были голодные!
Но они ничего не оставили для себя, положив к ногам Христа все свои скудные припасы.
И в ответ на это Иисус не просто кормит людей, умножая апостольское приношение, но даже создает избыток, о котором упоминает евангелист – после трапезы, когда все уже насытились, было собрано двенадцать коробов «остатков».
А вспомним: ело более пяти тысяч человек, и это не считая женщин и детей – с ними-то число бывших со Христом легко могло перевалить за десять тысяч.

Иногда спрашивают: а откуда же взялись эти самые пресловутые короба, в которые собирали остатки?
Здесь нужно знать реальность таких стран, как Палестина, Сирия, Ирак или Иран.
Там путники, собравшиеся в путь, всегда имеют с собой корзины, где собрано самое насущное: перемена белья, несколько лепешек, фляга с водой.
Кто за спиной несет эти корзины, кто на голове, кто-то на осле.
Это обычное зрелище, подобная корзина-короб используется вместо рюкзака или чемодана.
Читая о подобных коробах в Евангелии, мы можем сделать вывод, что эти люди были в путешествии и следовали за Христом какое-то время, останавливались на ночлег, может быть, даже табором, ели-пили, переодевались.
Но в какой-то момент их запасы кончились.

Можно увидеть духовный смысл и в числе коробов, наполненных после чуда.
Почему именно двенадцать?
Это число полноты, вспомним, сколько раз оно упоминается в Священном писании.
А в данном случае это можно отнести и к двенадцати ученикам, которые своим приношением явили силу своей любви и доверия Богу.

Стоит поразмышять и о том, почему умножаются именно хлебы и рыбы, какой в этом заложен символический смысл.
Про хлеб уже было сказано – это и прообраз Хлеба Небесного и зримое воплощение хлеба из молитвы «Отче наш» — как вся совокупность земных благ.
Говоря о рыбах, можно упомянуть, что рыба – символ Самого Христа, ведь на греческом языке аббревиатура «Иисус Христос Сын Божий Спаситель» звучит как «Ихтиос», рыба. Недаром именно рыба в первые века христианства была тайным знаком уверовавших в Спасителя.
И Господь, запечатлевая Себя через образ рыбы, таким образом символически умножает Свою благодать, подавая ее всем просящим и нуждающимся.

Но это толкование для более позднего периода.
А на тот момент хлеба и рыбы являли собой как бы совокупность земных плодов, доступных человеку: растительный и животный мир, данный ему в пользование, в пищу.
И, говоря об этом евангельском отрывке, правильнее будет остановиться на этом толковании, адекватном для людей, перед которыми и для которых происходило чудо умножения.

Как же отреагировали люди, увидевшие зримое умножение хлебов, то есть, их благосостояния (ведь раньше хлеб был символом благосостояния)?
Кто-то и вообразил себе: мол, если все здесь дается, то зачем еще куда-то идти?
Мы и тут все получим. Таким людям Иисус делает духовный упрек, о котором сказано не в этом отрывке, а у евангелиста Иоанна.
«Иисус сказал им в ответ:
истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог
(Ин. 6:26,27).
Ведь не хлебом единым, земным, плотским, жив человек.
И об этом упреке стоит помнить тем, кто идет за Христом, видя в Нем исключительно подателя всяких земных благ и не замечая духовных горизонтов.

Через несколько страниц чудо умножения хлебов и рыб повторяется.
Об этом пишет тот же евангелист Матфей, и ситуация вполне схожа с первым преумножением: снова народ идет за Христом и снова их запасы кончаются вдали от дома. На сей раз, правда, на это внимание обращают не ученики, а Сам Иисус:
«Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть;
отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.
И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?
Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.
Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.
И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей
(Мф. 15:32-38).

Казалось бы, странно: вроде, ученики только что видели чудо умножения хлебов и рыб – так почему они вновь задают Христу вопрос, откуда раздобыть столько еды. Является ли это признаком неверия или сомнения? Ни в коем случае.
Это свидетельство того, что апостолы, бывшие свидетелями чудес, не ждут их от Христа постоянно, а вполне готовы решать проблемы и обычными, земными путями.
Может быть, Иисус на сей раз не захочет ничего умножать, а просто пошлет учеников до ближайшего селения, чтобы они там купили еды.

Ученики не полагаются всецело на чудо и это правильно.
Ведь Господь никогда не творил чудес ради чудес, никогда не поддавался на просьбы, мол, «сделай так, как Ты делал в других городах».
Здесь речь идет о послушании учеников, их доверии Христу и готовности принять от Него как чудо, так и обычное, рациональное решение проблемы.
Господь посылает чудеса тем, кто не ради чудес живет на земле, а в вере в промысел Божий и в то, что Господь всегда может накормить и даже с избытком – ведь и на сей раз остались короба, заполненные остатками несъеденных хлебов и рыб.
На сей раз их семь штук – тоже благодатное число.

Читая Евангелие или слушая его в храме, мы всегда должны помнить, что не просто так читаем и слышим эти слова.
Со страниц Священного Писания Господь всегда обращается прямо и непосредственно к нам – и мы не пассивные слушатели, а непосредственные участники этого диалога.
Евангелие написано не для некой безликой общности, а непосредственно, конкретно для каждого из нас, и об этом следует никогда не забывать.
Это относится, конечно, и к читаемому сегодня отрывку.

Это к нам, к каждому из нас, обращается Господь, ожидая от нас полного доверия, как от апостолов, принесших Христу все свои скудные запасы в уповании на Его помощь.
И от нас Он ждет щедрости и готовности отдать последнее, чтобы поделиться с неимущим ближним.
И пусть нам кажется, что мы имеем совсем мало и недостаточно – читаемый сегодня евангельский отрывок свидетельствует: из нашей малости Господь сотворит не просто достаточное количество, но еще и с избытком.

Мы живем в мире, которые подчас ищет именно чудес.
Многие требуют и ожидают чуда, забывая о том, что на самом деле мы живем при подлинном чуде, видим его ежедневно.
Вот перед нами Евангелие, переведенное, как Господь и предсказывал, на сотни и тысячи языков – а начиналось все с двух: греческого и иврита.
Разве это не чудо?
И свидетельствует оно о том, что, если весь мир призовет Господа и попросит Его о помощи и благодати – Господь обязательно откликнется и даст нам все, что нам надо, с лихвой.


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
 | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 18