Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Неделя 11-я по Пятидесятнице. Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф.4,32)

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф.4,32)



Притча о немилосердном должнике

Читайте также:



Протоиерей Михаил Браверман


Господь рассказал эту притчу в дополнение к ответу, который дал Петру на вопрос:
«Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?»

Поэтому можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы некий царь пожелал взыскать отчета от рабов своих;
и когда он начал принимать отчет, привели к нему человека, который задолжал ему десять тысяч талантов.
Поскольку же тот не имел, чем расплатиться, господин велел продать за долги и его самого, и его жену, и его детей, и все его достояние.
И вот раб кинулся ему в ноги, говоря: "Будь ко мне великодушен, и я все тебе выплачу!"
А господин, сжалившись над рабом тем, отпустил его и долг ему простил.
А раб, как вышел, встретил такого же раба, как он, задолжавшего ему сотню динариев, и стал, ухватив, душить его, приговаривая: "Отдавай долг!"
И вот сотоварищ его, упав в ноги, умолял его, говоря: "Будь ко мне великодушным, и я заплачу тебе!"
А тот не соглашался, но пошел и вверг его в заточение, пока не выплатит долг.
И вот другие рабы, видя это, пошли и поведали о случившемся господину.
Тогда господин, вызвав его, говорит ему:
"Негодный раб! Я простил тебе сполна весь тот долг, потому что ты умолял меня.
Разве не должен ты был смиловаться над подобным тебе рабом, как я смиловался над тобой?"
И в гневе господин предал его в руки мучителей, пока тот не выплатит всего, что должен ему.
Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если каждый не простит брату своему от всего сердца». (Мат. 18, 23 – 35)

Перевод Сергея Аверинцева

Господь говорит, что прощение личной вины не должно иметь предела: «Не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз».
Семь раз по семьдесят – это четыреста девяносто девять, невозможно представить, чтобы кто-то решил подсчитывать такое количество прощений данных одному только человеку, поэтому слова Христа означают, что прощать мы должны без счета. Почему? Потому что так прощает нас Бог и так же мы призваны относиться к ближнему. Именно об этом Господь рассказывает притчу о немилосердном должнике, который задолжал своему царю сто тысяч талантов.

Это была совершенно невероятная, астрономическая сумма – только один талант составлял среднюю заработную плату за пятнадцать лет!
И хотя должник умоляет своего господина: «Я все тебе заплачу», - совершенно ясно, что ему никогда не собрать таких денег – сам по себе он никогда не разрешит эту ситуацию. Ее разрешает царь – он просто прощает должника.

Еще прежде чем начать рассказывать притчу, Господь предупредил, что она будет о Царстве Божьем: «Царство Небесное подобно человеку царю, который захотел сосчитаться с рабами своими».
Царь в этой притче – это образ Небесного Отца, Которого мы ежедневно молим: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».
Соответственно, по притче, мы все и каждый из нас являемся должниками, и наш долг такой, что сами покрыть его мы не можем.
Ведь человек не мог сам искупить себя из рабства диаволу, в которое попал, совершив грех; человек не мог сам себя избавить от вечной погибели – все это совершил Бог Воплощением Своего Единородного Сына.
И, соединяясь со Христом в Таинстве Крещения, мы получаем и оставление согрешений, и дар Его Вечной жизни, и, обращаясь к Богу с молитвой и приступая к Таинствам Церкви, мы получаем оставление наших грехов – наших бесчисленных долгов перед Отцом Небесным.

Всю притчу о немилосердном должнике можно представить как комментарий к одному только прошению молитвы Господней об оставлении наших долгов.
И так же, как это прошение состоит из двух частей – нашей молитвы и нашего свидетельства о том, что по отношению к нашим должникам мы поступаем так же – прощаем их, так и притча говорит и о прощении должника царем, и о его отношении к ближнему.

Что же делает избавленный от продажи в рабство прощенный должник?
Сразу же, выйдя от царя, он находит своего товарища, который должен ему сто динариев (средняя заработная плата за четыре месяца – ничтожная сумма по сравнению с его прощенным долгом) и требует отдать все.
«Потерпи, я все верну тебе», – эта просьба уже звучала, ситуация повторяется, но только теперь уже нет прощения, должник оказывается в тюрьме.

Но разве есть в нашей жизни что-либо, сокрытое от Бога?
В притче друзья посаженного в темницу рассказывают царю обо всем происшедшем. Конечно, царь разгневан, немилосердный должник назван «злым» и отдан в руки мучителям до тех пор, пока не вернет весь долг.
И мы не уверены что он, когда-то сможет это сделать.

Эту притчу о лукавом должнике заканчивают слова Христовы:
«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

И это уже не часть притчи, это не фигура речи – это предупреждение всем нам.
Заметим, что и вопрос Петра, и ответ Спасителя говорит о прощении «братьям» – то есть нашим самым близким людям.
Таким образом, речь не идет о том подвиге, который совершил Господь, когда молился о тех, кто предавал Его смерти: «Отче, прости им, ибо ведают, что творят».
Речь здесь о том, что мы слишком мелочны, в нас слишком мало любви, чтобы прощать.
И потому непрощенные обиды между близкими людьми, обиды между супругами, обиды между родителями и детьми, обиды между друзьями разобщают нас друг с другом и в конце концов разобщают нас с Богом, потому что Он, как учит Христос, не простит нас, если мы не будем прощать сами.

И как же страшно, как стыдно оказаться лжецами перед Богом – произносить «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» в то время, когда в нашем сердце нет никакого прощения.
И актуальность этой притчи в том, что в ситуацию, когда нам необходимо прощать, мы бываем поставлены почти каждый день.
Но ведь и каждый день мы обращаем к Отцу Небесному нашу молитву.
Это и есть самый лучший способ научится прощению – помнить, что мы будем судимы тем судом, каким осуждаем других, помнить, что мы призваны к прощению. Как говорит об этом апостол, «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4,32).

Аминь.

Источник


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
 | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 42