В Ветхом Завете есть только неясные указания на Божественную
тайну Святой Троицы.
Святая Библия говорит, что пред сотворением человека Бог сказал:
«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию»,
чем указывается, что Бог — не одно Лицо.
Но сколько Лиц в Боге и кто Сии Собеседники и Сотворители — о
том указания нет.
И другой раз, уже несколько яснее, но также только в видимом образе
трех Ангелов, открывается Божественная Троица праведному Аврааму.
В Новом Завете трижды раскрывается тайна Святой Троицы: в Крещении,
Преображении и Сошествии Святого Духа. В Крещении раздался Божественный
глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», когда воплотившийся Сын
Божий, Богочеловек, вступил на подвиг спасения человека.
Здесь — слава Бога Отца, и ликование Его при виде такого подвига
любви.
Бог Сын стоит в струях Иордана в зраке раба, и Бог Дух Святой,
в виде голубине, поддерживает слово Отца, свидетельствующее
о Божестве Сына, смиренно склонившего голову под десницу Предтечи.
В Преображении снова раздались те же Божественные глаголы,
с добавлением: «Того послушайте». Здесь — слава Сына Божия:
в Богочеловеке человеческое естество озаряется Божественной
славой. Он является апостолам как всемощный Владыка живых и
мертвых, чтобы потом они, видя Его распинаема, поняли, что Господь
Иисус Христос вольной волею принял смерть, поняли славу Божественной
любви!
И, наконец, после Воскресения и Вознесения, когда раскрыта
святым апостолам тайна Божественной любви и пути спасения человека,
тогда снова совершается откровение Святой Троицы в явлении Бога
Духа Святого.
Здесь — слава Духа Святого и Его всемощной силы, возрождающей
и преображающей человека на Божественном пути спасения.
Здесь — Дух Святой исполняет обетование Сына и завершает Его
дело спасения.
Так совершилось откровение Святой Троицы: в славе Бога Отца,
в славе Бога Сына и в славе Бога Духа Святого.
Так совершилось откровение Святой Троицы единосущной, единомощной,
единомысленной и единославной. Так раскрывается Тот, Кто сказал:
«сотворим» по образу «Нашему».
Тайна творения мира есть тайна Святой Троицы. Мир Бог создал
Словом: «рече и быша».
«Словом» Святая Библия называет Бога Сына.
Слово Божие — не только как наше слово — звук, а есть творческая
Божественная Сила, личное проявление Премудрости Божией: «В
начале бе Слово» и «Слово было Бог».
Бог Отец творит мир через Сына. Бог Сын, Слово Божие, творит
мир с Духом Святым, Духом жизни, по начертанию Бога Отца. Святая
Библия говорит, что когда был создан мир, Дух Святой «ношашеся»
— носился над еще не имевшим вида миром.
Славянское слово «ношашеся» не полностью передает библейское
выражение.
По еврейскому подлиннику надо разуметь не только то, что Дух
Святой находился — носился — над тем миром, но еще и то, что
у него было особое отношение к тому миру, что он как бы согревал
его, как наседка, высиживающая цыплят.
Мир любим Богом, как призванный к участию в Божественной жизни
и славе — через человека.
После грехопадения весь вещественный мир испытал последствия
того события и разделил осуждение человека.
Потому, когда начинается спасение человека, то готовится и обновление
мировой стихии.
На Иордане устанавливается основа спасения человека — покаяние,
и водная стихия призывается служить обновлению человека.
«Днесь вод освящается естество» — поет Церковь на Богоявление
— весь вещественный мир, в лице водной стихии, призывается служить
новой жизни.
Освящается сначала вода, так как первый мир, «небеса и земля
составлены из воды и водою» (2 Пет. 3, 5). В Преображении прославляется
Богочеловек.
Его слава — не видение только и образ, но подлинное прославление
и преображение естества человеческого и откровение новой жизни.
Преобразившись, Господь показал славу Небесного Своего Царства
и славу Своего обожествленного человеческого естества, дабы
апостолы, видя потом Его страдания и уничижение, поняли, что
это есть путь, коим и им надлежит идти, дабы в Царстве Христовом
также сиять тем Светом Божественной славы.
В сошествии Святого Духа человек, а через него и весь мир,
призывается приобщиться той Божественной жизни и славы.
Преображается дух человека, приемлющего Духа Святого и желающего
той новой жизни. Дух Святой сошел на апостолов, а через них
на всех, идущих путем спасения.
Он сошел в огненных языках: возрождающая и преображающая сила
Святого Духа попаляет все грешное, и мир войдет в новую жизнь,
очистившись огнем.
Дух Святой дает человеку силу принять созданную Сыном Божиим
новую жизнь, приобщиться и природниться Ему.
При сотворении первого мира сперва был создан мир вещественный,
после — человек, и потом ему был дан Богоподобный дух — «вдунул
Бог дыхание жизни».
Так в создании обновленного мира сперва была освящена вода —
вещественный мир — в Крещении; за сим — естество человеческое
— в Преображении; и, наконец, совершилось возрождение и преображение
духа человеческого — в Сошествии Святого Духа.