Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту

Вопрос священнику № 15413


Выберите раздел Задайте новый вопрос
Вопрос № 15413  (Разное)        Ответов: 2   Просмотров: 358

Здравствуйте,за одну ночь приснилось 2а сна.первый что бес на ухо шепнул угрозу,чтобы не изменялась,не воцерквлялась и потом бормотание и слово смерть.потом после молитвы,уснула опять и приснилось,что я муж и дочь 8 мес в аду,город где одни иллюзии и нет Бога.И во сне я пошла просить дьявола отпустить мужа и дочь и сама предложила себя за них.он согласился,туманно это помню,и я попросила жизнь с ними прожить.после сна не знаю могла ли я так душу продать?(и еще когда я себя предлагала за любимых он сказал ты и так моя,потому что грешная,не помню как но уговорила как то)?Но дело в том что как он мог мне дать то что и так не его,ведь тронуть он и так их не может,Господь ведь не позволит что то с нами сделать,а ведь еще жизнь пока идет многое может измениться и не факт что мы туда попали бы.я очень хочу воцерквить свою семью,а теперь и боюсь угроз и после второго сна не знаю принадлежу ли Богу.     (Александра, 02.02.2017 13:49)

   Протоиерей Александр Билокур 04.02.2017 15:04:
Здравствуйте, Александра!
По учению Церкви верование снам является грехом и влечет за собой опасность впасть в самообольщение и духовную прелесть. , Об этом в большом количестве и согласии говорят нам святые отцы. При этом они подтверждают, что сны бывают от Бога, от плоти и от дьявола. Но, к сожалению, никто из людей не знает четких критериев, как эти сны между собой отличаются. Чтобы не стать жертвой лукавого обмана и не принять бесовское наваждение как откровение Божье во сне, святые отцы, как правило, рекомендуют снам вовсе не верить. Приводимый Вами случай о сновидении нашей читательцы также не является показательным. Икона сама по себе не является абсолютным источником истины и откровения. Совсем скоро во всех общественных местах появятся «иконы» антихриста, которым люди вынуждены будут поклонятся. Эти иконы также будут прорекать и говорить. Об этом говориться в книге Откровения: «И дано ему было вложить дух в ОБРАЗ зверя, чтобы ОБРАЗ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13, 15), «кто поклоняется зверю и ОБРАЗУ его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией» (Откр. 14, 9-10). «Образ» на греческом языке - «икона», поэтому к «говорящей» иконе, являющейся во сне, нужно относиться очень осторожно. Т.к. существует большая опасность перепутать «источники» своих сновидений. И поэтому святые отцы единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам.

Блаженный Диадох Фотикийский посвятил целый раздел своего творения «добродетели неверования никаким снам». Называя это «великой добродетелью», он определяет ее суть в следующем правиле:

«Совершенно не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы. Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не погневается за это на нас любвеобильный Господь Иисус, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней»».

Преподобный Ефрем Сирин призывает:

«Не верь обманчивым снам, возлюбленный; “сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению” (Сир. 35: 7). Ибо какой меры совершенств достигли мы, чтоб видать нам видения ангелов?» О том, чтобы не придавать никакого внимания любым снам вообще, говорит и преподобный Петр Дамаскин: «Желающий достигнуть бесстрастия, должен… не бояться также сновидений злых или как бы хороших, ни мысли лукавой или благой, ни печали или как бы радости».

Преподобный Макарий Оптинский пишет:

«Когда будешь верить снам, то, точно, немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам, нам страстным и самомнительным. Вместо того чтобы смущаться о пустой мечте, надобно смотреть свои грехи и всегда себя укорять за неисправление и смиряться, чем привлечешь на себя помощь Божию»; «снам верить пусть опасается, довольно с нее успокоения в совести; хотя бы и благодатный был сон, но все не погрешит, когда, опасаясь прелести, вменит себя недостойною того быть».

Святитель Феофан Затворник наставляет:

«Вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то, по сбытии, благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство - молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаз умственных с них не спускайте. Держите на них все внимание. Дурные мысли тотчас начнут ослабевать и уйдут».

«Сны лучше пропускать без внимания. Иные из них, может быть, и значат что-либо; но как нам определять это точно не дано, а догадки можно настроить обманчивые и неполезные, то и лучше забывать их. Они на это и приговорены естественно, ибо обычнее забываются».

«Исторически подтверждается, что бывают сновидения от Бога, бывают свои, бывают от врага. Как разузнать – ума не приложить. Глазок смотрок. Решительно только можно сказать, что сны, противные православному христианству, должно отвергать. Еще: никакого нет греха не следовать снам, когда не достает уверенности. Божии сны, кои исполнять должно, повторительно были посылаемы».

Преподобный Амвросий Оптинский учит не верить снам, чтобы не повредиться:

«Были примеры, что некоторые, доверяясь всяким снам, впадали в обольщение вражие и повреждались. Поэтому многие из святых возбраняют доверять снам.

...Дурные сны бывают от трех вещей — от осуждения, от тщеславия и от объедения.
А если снам или чему-либо подобному верить, то можно и ума лишиться. … Повторяю, ни снам, ни голосам, ни мысленным внушениям во время молитвы не верь и по оным не действуй, чтобы душевно не повредиться.

«Вперед не верь ни снам, ни видениям. Все это опасно и обольстительно и не увенчивается добрым концом».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) подробно объясняет, «сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается».

Преп. Иоанн Лествичник:

Если начнем покоряться бесам в сновидениях, то они начнут издеваться над нами и в бодрственном состоянии. Верующий сновидениям вполне неискусен, а неверующий никакому сну - истинно любомудр. Доверяй только тем снам, которые возвещают тебе муку и суд, если же по причине их зачнет тебя тревожить отчаяние, то и такие сны от бесов".

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Для неопытных и новоначальных единственное средство к избежанию обмана, повреждения и погибели заключается в решительном отречении от всякого видения, по совершенной неспособности к правильному суждению о нем».

«Достаточно сказанного для объяснения возлюбленным братиям нашим, современным инокам, сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается».

То же читаем и у преподобного Исаака Сирина: «Иногда враг, под видом откровений от Бога, изводит на среду прелесть свою и в сновидениях показывает что-либо человеку… и делает все, чтобы прийти в возможность мало-помалу убедить человека и хотя бы несколько привести в согласие с собою, чтобы человек предан был в руки его».

На эти слова преп. Исаака Сирина диакон Георгий Максимов даёт такой комментарий:

«Отсюда видно, что даже просто занимательные, яркие сны, обращающие на себя внимание, могут представлять опасность, если относиться к ним с нездоровым интересом. Потому у преподобного Иоанна Лествичника есть наставления и о том, как нужно вести себя после сна, дабы не потерпеть от бывшего сновидения какого-либо вреда: «Никто в продолжение дня не представляй себе в уме случающихся во сне мечтаний; ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих».

При этом святые отцы осуждали стремление к толкованию сновидений и гаданию по ним».

Святитель Григорий Двоеслов напоминает Божию заповедь не гадать по снам:

Если бы не случались часто сновидения от наваждения тайного врага, то премудрый муж никогда бы не указал на это словами: “Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению” (Сир. 35: 7). Также: “Не ворожите, не гадайте по снам” (Лев. 19: 26). Этими словами ясно показывается, что должно отвращаться сновидений, которые соединяются с гаданиями».

Святитель Василий Великий также с порицанием пишет: «Возмутил тебя сон – бежишь к снотолкователю».

Старец Паисий Святогорец предостерегает от доверия снам:

«— Геронда, а может ли человек понять из своих снов, что некие события произойдут в действительности?

— Нет, снам значения придавать не нужно. Какими бы ни были сны, приятными или неприятными, им не нужно верить, потому что есть опасность впасть в прелесть. Ведь девяносто пять процентов снов лживы. Поэтому святые отцы говорят, что снам не надо придавать значения. Снов, происходящих от Бога, бывает очень немного, но, для того чтобы истолковать даже такие сны, нужно иметь чистоту и другие необходимые предпосылки — подобно праведному Иосифу и пророку Даниилу, которые имели благодать от Бога. "Я, — сказал Даниил Навуходоносору, — расскажу тебе и о том, какой сон ты видел, и о том, что он значит. Но какого состояния достиг пророк Даниил! Он сидел вместе со львами во рву, и львы, несмотря на то что были голодны, не трогали его. Когда Аввакум привез Даниилу пищу, тот сказал: "Неужели Бог вспомнил обо мне?" Да уж если бы Бог не помнил о пророке Данииле, о ком бы Он тогда помнил?»

Преподобный Макарий Оптинский наставляет ни в каком случае не верить снам, чтобы охранить себя от прелести и вреда:

«...Когда будешь верить снам, то точно немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам нам, страстным и самомнительным.

...Сновидениям отнюдь не верь и не обращай на них внимания.

Верующим не должно иметь предрассудков и снам верить; сны могут быть от врагов, для того чтобы смутить человека будущею случайностью. Без Промысла Божия или попущения ничто не может с нами случиться, то и надобно утверждаться верою и с покорностью принимать, что случится, а снам не верить.

Снам верить пусть опасается, довольно с нее успокоения в совести; хотя бы и благодатный был сон, — но все не погрешит, когда, опасаясь прелести, вменит себя недостойною того быть; а второй сон, кажется, изъявляет страстное устроение, как о сем пишут святые отцы, — кто какой страсти подвержен, тому и во сне бесы представляют подобное, например: гордым и честолюбивым — престолы, колесницы, возношение на высоты; гневливым — зверей, свары и споры; сребролюбивым — злато и сребро и попечение о стяжаниях; а плотолюбивым — плотские представления. Надобно оные сны пренебрегать; ежели станем судить, обратив в хорошую сторону, — прельстимся и впадем в гордость; а ежели в худую — то будем смущаться и отчаиваться. Сны благодатные бывают, — но смиренным, очищенным от страстей, или страждущим какими скорбями и напастями, ко утешению; но и то с большим рассуждением надобно принимать оные.

Виденный тобою сон хотя и лестен, но ты не должна увлекаться к обольщению, будто ты того уже достойна; но паче смирением себя сохраняй, недостойною себя вменяя таковых видений, то и не повредишься.

Опять ты увлекаешься снами своими и даешь им веру, яко благодатным: поэтому ты достигла такого устроения и того стоишь; можешь ли избежать таких мнений, хотя весьма тонких и почти незаметных, а впоследствии обольстишься ими до ослепления и неисцельности? Нельзя ли было обойтись и без сна? Р. пришла к тебе, предложила свои деньги и желание; тебе нужда, ты принимаешь услуги и ее; благословение матери — и довольно. Для чего сон? Для твоего обольщения. Берегись! когда не принимаешь сна из смирения и опасения прелести, хотя бы был оный и благодатный, за сие не осудишься, а ежели это прелесть, то как оправдаешься, поверив ему? Мудрено же ли быть сему, когда враг видит все, происходящее в подлунной, конечно, видел и Р., к тебе шедшую, и из разговоров и действий мог проникнуть ее намерение и тебе возвестить.

Святые отцы запрещают верить снам; а паче когда оные к отчаянию приводят; явно, что от бесов суть».

Святые отцы наставляют, что в случае сомнения, благодатный ли сон, надо оставаться в среднем положении: и не верить, и не отрицать его. Преп. Макарий Оптинский пишет:

«Виденный вами сон нельзя отвергать, истины ради, а и принимать прелести ради опасно. Оставить его в среднем положении. И хотя бы что казалось в событии сходственным, бояться надобно приписывать своему достоинству, и дабы впредь не обольститься подобными видениями; остраствованные [полные страстей] наши сердца и умы могут ли быть достойны приятия благодатных откровений?»

Подобное советует преп. Амвросий Оптинский:

Пишешь о виденном во сне жезле и о слышанном тобою голосе. Но эти сны, может быть, не истинные, а с шуией стороны, потому что от истинных видений бывает мир и польза душевная, а от этих снов последовало общее смущение. Поэтому советую тебе не доверять этим снам, а оставлять их без решения и молиться, чтобы Господь и Царица Небесная устроили о тебе полезное, якоже Им угодно. Если что по воле Божией будет, то пусть и будет, — и эти вещи бывают обыкновенно и без нашей воли, а эти сны бывают иногда только одно наругание бесовское, на которое не следует обращать внимания. Пусть об нас лучше будет по воле Божией.

Я Вам советую не думать и забыть о своих странных сновидениях. Не сомневайтесь в божией любви и в Его всеблагом промысле. Писание говорит, что Господь «хочет чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). Не обращайте внимания на воображаемые «угрозы». Молитесь о своих родных и близких, об их вразумлении, покаянии и спасении. Старайтесь жить по Божиим Заповедям и вести благочестивую христианскую жизнь.
Желаю Вам Божией помощи, укрепления веры, терпения и смирения.

   Сергей 06.02.2017 16:14:
"Совсем скоро во всех общественных местах появятся «иконы» антихриста, которым люди вынуждены будут поклонятся. Эти иконы также будут прорекать и говорить".
Здравствуйте! Не о телевизоре ли речь?


Продолжить обсуждение вопроса № 15413 :


Ваше имя *:


Город:


Вопрос/ сообщение*:


Решите пример (защита от спама): 
10 + 17 =

Внимание! Вопросы, содержащие ссылки сохранены не будут!

Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Вопросы священнику | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 179