Что такое мытарство души? От куда стало об этом известно? Стоит ли верить всему, что пишут про мытарство? Дело в том, что иногда почитаешь об этом, и ощущение, как после страшного фильма ужасов. Особенно вводит в ступор/страх/отчаяние, когда делается сильный акцент на том, что праведники (!) едва проходят мытарства. Что тогда остается обычным мирянам? Помогите, пожалуйста, разобраться. (Инна, 10.07.2009 12:03)
Уважаемая Инна!Священное Писание устами св. ап. Павла нам свидетельствует «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10). Таким образом, мытарства можно рассматривать как начало частного суда над душой человека после его смерти. О мытарствах говорят святые отцы – Свт. Иоанн Златоуст, Свт. Кирилл Александрийский, Свт. Иоанн Милостивый, преп. Симеон Столпник, преп. Иоанн Лествичник, Свт. Игнатий (Брянчанинов), Свт. Феофан Затворник и др. В церковной православной литературе впервые упоминается о мытарствах в Четьи-Минеях (Жития Святых) за 26 марта (8 апреля) в житии Василия Нового.Чтобы не было «страха и отчаяния» Святые нам советуют – «Помни о смерти…», тоесть мы должны быть готовы предстать на Божий Суд. Подготовка состоит в том, чтобы человек исповедовался и Причащался. Если мы искренне исповедуемся, каемся, Господь говорит «Грехов и беззаконий Твоих не помяну более». И если мы с верой Причащаемся, то «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».Читая внимательно о мытарствах блаженной Феодоры, мы узнаем, что бесы-мытари объявляют душе «претензии» только за не исповеданные грехи. Следовательно, боятся нужно не мытарств, а то что мы оправдываем себя и не каемся в своих грехах и недостатках, не осознавая что за все прийдется дать ответ. Поэтому, мой совет – не воспринимать мытарства как «фильм ужасов», а как воспитательно-педагогическое средство для православных христиан более внимательно и требовательно относиться к состоянию своей души, помня, что Господь не стремится, за что нас посудить, а наоборот ищет, за что оправдать, помиловать и спасти. И самое главное, помните Евангельские заповеди: «Прощайте, и будете прощены»и «Не судите и не будете судимы».