Отец Александр, здравствуйте! Скажите пожалуйста, есть ли богословское объяснение отношению к предметам быта святых как к святыне. Такие как шапка, пояс и др. предметы святых. Потому что очень часто замечаю в наших церквях кроме иконопочитания "предмето-почитание".
Также хочу услышать Ваше мнение по поводу отношения большенства людей к иконам. Довольно часто можно услышать не только от прихожан, но и от священников, и в церковной литературе выражение "Чудотворная икона", "Икона помогла", "Ты лучше приложись к той иконе, а не к этой. Она чудотворная" и тд. Ведь совершает чудо Бог, по нашим молитвам и молитвам изображаемого на иконе. Так?
И еще. Скажите пожалуйста, почему в каноне и молитвах к Богородице просится у неё именно спасения, т.е. "Пресвятая богородице спаси нас"?
За раннее благодарен (Антон, 25.10.2011 10:47)
Здравствуйте, Антон! Священное Писание Ветхого и Нового Завета свидетельствует нам, что святые Божии мужи не только словом проповеди свидетельствовали о Господе, о Его Благом Промысле, любви к роду человеческому… Они не только творимыми чудесами подтверждали почивающую на них Благодатную Божию Силу, когда исцеляли больных и воскрешали умерших, но и через предметы их одежды проявлялось чудотворное действие Благодати Божьей. В Ветхом Завете известна история с «милотию» (плащом) святого пророка Божьего Илии: «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху… И взял (Елисей) милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (IV Цар. 2, 8, 14). Также и в Новом Завете, в книге Деяния святых апостолов мы читаем о чудесах святого апостола Павла: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19, 11-12). Я согласен с Вами, Антон, что часто недостаток церковной культуры или пробелы духовного образования становятся причиной крипто-языческого отношения к иконопочитанию. В оросе – вероучительном определении VII Вселенского Собора, говорится: «Честь, воздаваемая образу, ко Первообразному восходит». Православные верующие воздают иконам не «поклонение», как источнику Благодатной Помощи, а «почитание» Тем, от Кого эта помощь подается. Прикладываясь к иконам, мы целуем ни дерево, ни стекло, ни железо, ни бумагу и т. п., а прообразовательно лобзаем Спасителя, Богородицу, святых. На мой взгляд, совершенно некорректны выражения: «Этой иконе молятся о том…» или «эта икона помогает от таких-то проблем или болезней…». Ошибочно говорить: «Помолиться иконе», «поставить свечу иконе» и т. п. Правильно будет сказать: «Помолиться у иконы», «поставить свечу у иконы». Помогают нам, слушают наши молитвы не иконы, а Спаситель, Богородица и угодники Божии своими молитвами у Престола Господня. Молитвенное обращение к Божьей Матери: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» выражает нашу веру в Предстательство и Покров Пресвятой Богородицы. Своим молитвенным ходатайством перед Божественным Сыном, Богородица испрашивает спасительной милости и спасающего прощения для нас грешных. Своим Святым Покровом Богородица «покрывает», защищая нас от бесовских нападений, вражьих искушений и «раскаленных стрел лукавого».